Биологическое решение.
Хромосомы – нервная система...
Разделение механизмов прогнозирования и выбора между тактическим и стратегическим решением закреплены в определенных структурах организма. Наследственный аппарат ответствен за стратегическое управление, а нервная система ответственна за тактические решения. Развертывание программы развития организма во времени имеет стратегический характер для данного вида, а конкретный организм своим ростом и развитием и продлением рода осуществляет действие стратегического направления для вида. При этом его действия под управлением нервной системы в реальных времени и обстоятельствах являются тактическими.
Нервная система позвоночных – многослойна, что отражено и в нескольких уровнях безусловных рефлексов в подкорке, и в слоистой структуре коры и в отделах коры, из коих выделены во первых древняя, старая и новая кора – по происхождению, и, во вторых - первичная, вторичная и третичная кора не только по времени происхождения, но и по функциональному значению. Такое строение отражает историю развития центральной нервной системы позвоночных. Дело в том, что плавный ход эволюции (по Дарвину) время от времени прерывается. Это происходит под влиянием катастрофических изменений условий жизни на поверхности планеты. Во время плавного течения жизни видообразование идет по правилу «побеждает наиприспособленнейший» и организмы из поколения в поколение становятся все более приспособленными к наличным условиям. В это время тактические решения являются наилучшими, за все стратегические отвечает аппарат наследственности. Во время катастроф условия резко меняются, и привычные тактические решения становятся роковыми ошибочными, выживают же теперь те организмы, которые сохранили способность к необычным решениям.
Таких организмов обычно немного, живут они на границе ареала, являются маргиналами, и не являются наилучшими представителями вида.
Это известная в биологии закономерность – рецессивы живут на периферии ареала.
Но в роковые минуты именно они творили немыслимое, и не только спасались сами, не только были спасителями эволюционной цепочки, но подчас давали целый веер новых видов.
Последствием их деятельного решения было изменение морфофункциональных параметров организма, которое Северцов назвал «ароморфоз». Ароморфоз есть структурный след стратегического решения, и этот след фиксируется в наследственном аппарате. Нервная система получает свою долю новизны ароморфоза, в виде сформированных новейших структур. При этомвсе решения нервной системы остаются тактическими, то есть наилучшими прямо сейчас, хотя в филогенезе возможности все более дальнего прогноза возрастают.
Таким образом, решение стратегического характера, найденное нервной системой, сформулированное как программа стратегического действия и реализованное как действие в реальной ситуации оставляет след в теле и хромосомах как ароморфоз. Но речь здесь идет исключительно об исключительных условиях. Вопрос о формировании механизма выбора стратегического решения в жизни отдельного организма в обычных, не катастрофичных для вида условиях остается открытым. Даже не наилучший, но экономичный и гарантированный тактический вариант физиологически в пределах одного мозга обязательно перешибет самый распрекрасный вариант стратегический, если они оба – и тактический и стратегический – не совпадают...