Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Имеет корни в греко-римской религии

Очень часто православные христиане считают, что определенные культовые практики восходят или к Иисусу, или к апостолам, или к Новому Завету, или к святым отцам, обосновывая все это теми или иными легендами.

Например, часто можно слышать довольно позднюю легенду из уст члена православной церкви, что апостол Лука был иконописцем, или легенду о царе Авгаре и «Спасе Нерукотворном», этим самым они легитимизируют иконопись в православной церкви. Но на самом деле все не так просто, как кажется на первый взгляд.

С конца I века христиан из язычников становится в церкви все больше и больше, а христиан из евреев, соответственно, меньше, а потом они и вовсе исчезают около IV века. Культовые иудейские практики, такие как: обрезание, кашрут, шаббат и т.д. — со времен ап. Павла подверглись острой критике, и в среде христиан из язычников были выброшены из культовой практики церкви как ненужные. Но взамен им в христианство пришли традиции греко-римского культа. Оно и понятно, так как христианам из язычников данная религиозная культура была гораздо ближе, чем иудейская.

Традиция почитания святых источников в христианстве была заимствована из греко-римской религии. Такие источники существовали в греко-римском мире, и они были часто связаны с культом Пана и нимф или Асклепия, и были весьма популярны в народе. Приведу один пример (хотя таких примеров было немало). Во время эпидемии чумы в Афинах в 429 г. до н.э. больных погружали в источник Асклепия, чтобы те исцелились. Но примерно в 5 веке н.э. все здания в Афинах, посвященные Асклепию, были снесены и на их фундаменте была построена большая христианская базилика в память святых врачей Космы и Дамиана. Таким образом, святилище, посвященное древнему божеству исцеления, превратилось в православную церковь. Христиане продолжали пользоваться святым источником также, как его использовали в культе Асклепия [1]. Святые источники до сих пор имеют популярность в православной и околоправославной среде, хотя традиция их почитания имеет корни в греко-римской религии [2].

Автор: Михаил Преображенский

_______________________________________

[1]. См. подробнее в прикрепленной статье: Evy Johanne Håland. "From Water in Greek Religion, Ancient and Modern, to the Wider Mediteranean and Beyond".

[2]. Есть соблазн увидеть в Ин 5:2-9; 9:1-7 почитание святых источников у ранних христиан и/или указание на то, что они имеют целебную силу, но при внимательном прочтении мы увидим, что исцеление совершает сам Иисус. Позже в православной церкви эти тексты действительно стали легитимизировать как святые источники, так и освящение воды.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author