Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕ­ЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ

— возникает с появлением частной собственности на средства производства, с развитием общественного разделения труда и с разделением общества на классы.

Противоположность между умственным и физическим трудом свойственна всем классовым обществам: рабовладельческому, феодальному, капиталистическому. В условиях классового гнета трудящиеся — рабы, крепостные крестьяне, рабочие — были обречены на тяжелый физический труд, а веками накопленные человечеством наука и культура были достоянием господствующих классов и обслуживающей их интеллигенции, людей умственного труда. При капитализме, который на основе развития крупной промышленности быстро двинул вперед технику, науку, культуру, противоположность между умственным и физическим трудом достигла наиболее резкого выражения. Занятие наукой, техникой, литературой, искусством и т. д. требует особой подготовки и таких условий жизни, каких не имеют трудящиеся при капитализме. Уделом рабочих при капитализме является изнуряющий физический труд. Машина — создание человеческого труда и науки — в условиях капитализма служит не облегчению труда рабочего, а его дальнейшему закабалению, превращению огромного числа рабочих в придаток машины. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин учат, что противоположность между умственным и физическим трудом полностью исчезнет только при коммунизме. Одной из важнейших задач в построении коммунистического общества является уничтожение различия между людьми физического и умственного труда. Социальные и политические условия для преодоления этого различия создаются с победой пролетарской революции. Этими условиями являются: 1) уничтожение эксплуатации человека человеком, построение социалистической экономики, ликвидация эксплуататорских классов; 2) небывалый подъем политической активности масс, широкое во­влечение их в дело управления государством; 3) гигантские возможности приобщения народных масс к культуре, науке, технике. Ликвидация эксплуататорских классов и построение социализма в СССР, рост новой техники, фабрик, заводов, насыщение машинами сельского хозяйства, рост благосостояния трудящихся, не­ уклонное повышение их грамотности и культурности — все это подорвало в нашей стране корни былой противоположности между умственным и физическим трудом. Но у нас остались еще серьезные различия между трудом умственным и трудом физическим. Труд советского рабочего и крестьянина уже ничего общего не имеет с трудом старого рабочего и крестьянина, работавших не на себя, а на эксплуататоров: он стал трудом творческим. Особенно ярко это проявляется в стахановском движении, в котором, как указал товарищ Сталин, содержатся начатки мощного культурно-технического подъема рабочего класса, необходимого для уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. В работе стахановцев физический труд соединяется с техническими знаниями, с высоким культурным уровнем передового рабочего, создающего новые пути в развитии техники, ломающего старые, превзойденные технические нормы, являющегося революционером труда. Новаторы производства своим творческим трудом двигают вперед не только производство, но и науку. Сейчас уже не редкость такое явление, когда передовые рабочие выступают с лекциями, докладами перед учеными, на коллегиях министерств, на предприятиях и их опыт входит как важнейшее завоевание в науку, пропагандируется и распространяется по всей стране. В колхозах вырос и развивается новый тип крестьянина, который сочетает физический труд с агрономическими знаниями, борется за высокие урожаи, сознательно применяя последние достижения науки и техники. Товарищ Сталин опроверг мелкобуржуазную утопию, согласно которой противоположность между физическим и умственным трудом можно якобы преодолеть на базе снижения культурно-технического уровня работников умственного труда до уровня среднеквалифицированных рабочих. «На самом деле уничтожения противоположности между трудом умственным и трудом физическим можно добиться лишь на базе подъема культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда» (Сталин). Стахановское движение тем и знаменательно, что оно открывает путь, «на котором только и можно добиться тех высших показателей производительности труда, которые необходимы для перехода от социализма к коммунизму и уничтожения противоположности между трудом умственным и трудом физическим» (Сталин). Советский народ борется ныне за постепенный переход от социализма к коммунизму. В процессе этого постепенного перехода неуклонно растет культурно-технический уровень рабочих и крестьян. Коммунистическая партия ставит перед собой задачу сделать всех рабочих и крестьян образованными. Введение обязательного всеобщего семилетнего образования в городе и деревне означает огромный шаг в деле дальнейшего культурного подъема трудящихся. Количество учащихся в начальных, семилетних и средних школах, техникумах и других учебных заведениях составило в 1950г. 37 млн., в высших учебных заведениях — 1 млн. 247 тыс. студентов. Миллионы рабочих учатся в технических кружках, стахановских школах, вечерних техникумах и т. д. Большое значение для повышения культурно-технического уровня рабочего класса имеет система государственных трудовых резервов. За 10 лет своего существования эта система подготовила свыше 5 миллионов молодых квалифицированных рабочих, прошедших серьезную общеобразовательную школу. Ярким фактом, выражающим процесс стирания различий меж­ду умственным трудом и физическим, является растущее содружество между производством и наукой, между рабочими-производственниками и учеными. В труде передовых рабочих, ломающих старые нормы и пределы, ученые черпают материал для своих новых теоретических обобщений. Со своей стороны ученые вооружают производственников теоретическими знаниями, помогающими им еще выше поднимать производительность труда. Дальнейший технический прогресс, механизация труда, рост квалификации рабочих и колхозников, их культурно-технического уровня создадут все необходимые условия для полного стирания различий между трудом физическим и трудом умственным. Окончательное изживание, уничтожение различий между трудом умственным и трудом физическим осуществится на второй фазе коммунизма, когда все люди будут образованными, когда все процессы труда будут электрифицированы, механизированы и автоматизированы, когда будет ликвидировано различие между трудом квалифицированным и неквалифицированным, когда культурно-технический уровень рабочего класса поднимется до уровня работников инженерно-технического труда, а уровень, колхозного крестьянства — до уровня работников агрономического труда. Уничтожение различий между умственным и физическим трудом не означает, что будет уничтожена специализация. Специализация сохранится и при коммунизме, но она будет носить характер планового разделения труда, и в отличие от специализации при капитализме, которая уродует человека, она будет содействовать всестороннему развитию человеческих способностей.

(«Краткий философский словарь»; Государственное издательство политической литературы, М., 1951; с. 416-418)

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author