Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

История споров об исхождении Святого Духа (1054–1261 гг.)

© Вячеслав Мицук

На православном портала «Иисус» был опубликован ряд материалов [1-4], посвященных различиям между православием и католичеством, в том числе и вопросу исхождения Святого Духа.

Настоящая статья продолжает обзор истории споров об исхождении Святого Духа [3,4]. Мы коротко рассмотрим полемику о Святом Духе в период между разделением 1054 г. и возвращением Константинополя православным в 1261 г.

После конфликта между Константинополем и Римом в 1054 г. обе стороны пытались вернуть утраченное единство. Переговоры о воссоединении начались уже вскоре после разделения. Одним из первых инициаторов таких переговоров стал папа Стефан IX уже через четыре года после разрыва, но эта попытка оказалась безуспешной [5, стр. 44-45]. В дальнейшем инициаторами переговоров становились также и византийцы.

Важными обстоятельствами, значительно повлиявшими на греко-латинскую полемику, стали нашествие турок-сельджуков на Малую Азию и последовавшие вскоре крестовые походы. В 1071 г. византийские войска под предводительством императора Романа Диогена были разбиты турками-сельджуками в битве при Манцикерте. Большая часть территории Малой Азии оказалась под их властью. На этих землях образовался очень сильный Иконийский (Сельджукский) султанат, столицей которого стал г. Никея. Император Михаил VII Парапинак вел переговоры о примирении Римской и Константинопольской Церквей с папами Александром II и Григорием VII с целью получить на Западе помощь против турок [5, стр. 45-48], но и эта попытка не привела к успеху. В документах этой эпохи можно найти свидетельства того, что различие в учении о Святом Духе считалось одной из важнейших причин разделения [5, стр. 48].

В конце XI в. византийский император Алексей I Комнин обратился за помощью в борьбе против сельджуков к папе Римскому Урбану II. Папа призвал западноевропейскую знать защитить восточных христиан от завоевателей (арабов и турок-сельджуков) и освободить от захватчиков Святую землю. Это и привело к Первому крестовому походу (1096-1099 гг.), а также к следующим крестовым походам. В результате первого из этих походов византийцы смогли вернуть себе часть земель в Малой Азии, но отношения между жителями империи и крестоносцами очень быстро испортились из-за неприязненного отношения западных рыцарей к грекам и их вере, что вызывало ответную ненависть греков [5, стр. 33-42; 6, стр. 278-282]. Такие напряженные отношения между двумя сторонами приводили к многочисленным, в том числе и вооруженным, конфликтам.

На фоне этих событий продолжались догматические споры между греками и латинянами. Важнейшими темами в этих спорах оставались учение об исхождении Святого Духа и использование латинянами опресноков для совершения Евхаристии. Эпоха императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.) весьма примечательна богословскими дискуссиями между византийскими богословами и представителями латинского богословия. Алексей Комнин, желая примирения с папой и пытаясь стать императором не только Востока, но и Запада, отправил в Рим посольство около 1112 г. Примерно в то же время в Константинополе состоялся публичный диспут об исхождении Святого Духа между архиепископом Никейским Евстратием и архиепископом Миланским Петром Гроссоланом между 1110 и 1113 гг. [5, стр. 52-55]. Еще более активным в деле примирения был внук Алексея, император Мануил Комнин (1143–1180), также мечтавший стать императором Запада. Помимо организации многочисленных посольств, направленных на Запад, император способствовал проведению богословских диспутов между греками и латинянами. В 1146 г. в Константинополе состоялся диспут между епископом Ансельмом Хавельбергским, послом германского императора Лотаря II, и архиепископом Никитой Никомедийским. Диспут состоял из двух заседаний, на первом из которых речь шла только об исхождении Святого Духа. В итоге стороны пришли к пониманию необходимости созыва Вселенского Собора для того, чтобы устранить все препятствия к единству [5, стр. 55-58].

После этого попытки императора Мануила вести переговоры продолжались на протяжении более двадцати лет. Наконец, результатом одного из посольств стал Собор 1170 г. в Константинополе, на котором присутствовали также и латинские епископы. Но этот Собор, как и все предыдущие попытки примирения, не принес желанного единства. В ответ на попытку императора пойти на компромисс с латинянами в догматических вопросах, патриарх Михаил Анхиал твердо выступил в защиту православной веры. Император заявлял, что вероучительный компромисс поможет избежать военного столкновения с латинянами, но в ответ на это патриарх сказал, что лучше погубить тело, но спасти душу. Собор принял решение разорвать всякое церковное общение с латинянами, но при этом латиняне не были преданы полному отлучению в виду своей многочисленности. Таким образом, попытки династии Комнинов добиться примирения не привели к успеху [5, стр. 55-66]. Также не привела к успеху переписка папы Иннокентия III с императором Алексеем I Ангелом и патриархом Георгием Ксифилином [5, стр. 68-71].

Следующая попытка примирения была связана с началом Четвертого крестового похода 1204 г., но поскольку в данном случае догматические споры об исхождении Святого Духа не имели большого значения, мы не будем подробно рассматривать этот эпизод. С ним можно ознакомиться по работе [6, стр. 279-282].

В рассмотренный период полемики (1054-1204 гг.) переговоры и диспуты между восточными и западными христианами сопровождались написанием большого количества полемических текстов с обеих сторон. Подробнее с историей полемических текстов в эту эпоху можно познакомиться с помощью работ [7, 8]. Также важно отметить, что значимый вклад в православную апологетическую литературу по поводу учения о Святом Духе внес святитель Николай Мефонский [9, с. 33- 58].

После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. на территориях Византийской империи образовалось несколько государств. Одним из них стала Латинская империя с центром в Константинополе, созданная крестоносцами, в которой активно насаждались латинские вероучение и обряды. Также образовалось и несколько православных государств, среди которых главное место занимала Никейская империя, ставшая в 1204-1261 гг. правопреемницей Византийской империи [6, стр. 281-282].

В 1215 г. в Риме состоялся Латеранский собор, на котором было резко отмечено расхождение между христианами Востока и Запада [10, стр. 514-516]. Отделение Римской церкви от других Поместных Церквей окончательно стало реальностью в первой половине XIII века.

Дальнейшее оживление богословской дискуссии между восточными и западными богословами началось в 30-х гг. XIII века. Никейский патриарх Герман и император Иоанн III Дука Ватац вступили в переговоры с латинянами. В результате в 1232-1233 гг. папа Григорий IX отправил в Никейскую империю своих нунциев, уполномоченных вести переговоры и участвовать в догматических диспутах: двух францисканцев и двух доминиканцев. Переговоры длились около четырех месяцев, место, где происходили обсуждения, меняли несколько раз (первоначально переговоры происходили в Никее, а затем были перенесены в Нимфей). Обсуждались две темы: учение об исхождении Святого Духа и использование латинянами опресноков для Евхаристии. В итоге в конце переговоров стороны составили несовместимые изложения веры, предложив друг другу ознакомиться с ними. Император предложил компромисс: он считал, что латиняне могут отказаться от Filioque, а грекам стоит признать допустимым совершение Евхаристии на опресноках. Но ни та, ни другая сторона не согласилась с такой идеей. На последнем заседании стороны, не придя к согласию, обменялись взаимными анафемами: переговоры не привели к положительному результату [5, стр. 98-108]. Главным православным полемистом в спорах 1234 г. был Никифор Влеммид, ставший одним из самых ярких православных богословов XIII в. В 1250 г. состоялись новые прения с латинянами, в которых и на этот раз участвовал Никифор Влеммид. Благодаря его участию диспут снова закончился победой православных [11, с. 426-431], однако, переговоры снова не привели к примирению сторон. После этого император Иоанн III Дука Ватац пытался продолжить переговоры, но они прекратились вскоре после его смерти. Следующий император, Феодор Ласкарис, полностью отказался от идеи примирения с Римом [5, стр. 108-113].

Важно отметить, что Никифор Влеммид, посвятивший много лет изучению вопроса об исхождении Святого Духа, продолжил свои исследования по этой теме и после споров 1250 г. Этот богослов внес огромный вклад в формирование концепции, ставшей конструктивным православным ответом на латинское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына как единого начала. Никифор Влеммид смог объяснить в православном смысле многие тексты восточных отцов Церкви, которые использовались западными богословами для подтверждения доктрины Filioque. Необходимо отметить, что некоторые богословы и историки Церкви считали Никифора Влеммида предвестником Лионской унии, симпатизировавшим римско-католической доктрине исхождения Святого Духа. В частности, такого мнения придерживался дореволюционный российский историк А.Л. Катанский [5, с.114-116]. Но современные исследования [11, с. 426-431; 12, стр. 238] подтверждают, что учение Влеммида о Пресвятой Троице всегда оставалось православным на всех этапах своего развития. В частности, Д. И. Макаров считает, «что триадологическая мысль Никифора Влеммида, несмотря на некоторые отдельные неточности (связанные с поиском нового языка богословия для выработки учения о вечном воссиянии Св. Духа через Сына), на всех этапах ее развития оставалась традиционной и православной» [12, стр. 238].

Описанный нами период греко-латинских споров об исхождении Святого Духа в 1054-1261 гг. стал только прологом к выходу полемики на высокий богословский уровень, когда в дискуссию вступили два величайших интеллектуала XIII в. – Григорий Кипрский и Иоанн Векк [13]. Важной базой для продолжения дискуссии на новом уровне стали богословские труды Никифора Влеммида. Дальнейший ход споров в 1261-1453 гг. мы рассмотрим в нашей следующей статье.

Ссылки:

[1] Митрополит Волоколамский Иларион. Православие и католичество. 12 отличий. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/life/video/mitropolit-ilarion-korotko-o-vazhnom/pravoslavie-i-katolichestvo.

[2] Вячеслав Мицук. Что скрывается за богословскими терминами? Язык отцов Церкви и вопрос об исхождении Святого Духа. Режим доступа: http://jesus-portal.ru/truth/articles/yazyk-otcov-cerkvi/.

[3] Вячеслав Мицук. История споров об исхождении Святого Духа. http://jesus-portal.ru/truth/articles/istoriya-sporov-ob-iskhozhdenii-svyatogo-dukha/.

[4] Вячеслав Мицук. История споров об исхождении Святого Духа. Период от конца VIII века до разделения 1054 г. https://jesus-portal.ru/truth/articles/istoriya-sporov-ob-iskhozhdenii/

[5] А. Л. Катанский. История попыток к соединению церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении. Санкт-Петербург. Печатано в типографии Департамента Уделов. Литейный проспект, № 39. 1868.

[6] Н. Д. Тальберг. История Христианской Церкви. Издательство СП «Интербук» при участии “ASTRA Consulting International inc. USA” (из цикла «Религия в жизни общеста»), 1991.

[7] Архимандрит Арсений (Завьялов). Три статьи неизвестного греческого писателя начала XIII века в защиту православия и обличения новостей латинских в вере и благочестии. Москва. Типография А.И. Снегиревой. Остоженка, Савеловский пер., собств. дом. 1892.

[8] А. Н. Попов. Историко-литературный обзор древне-русских полемических сочинений против латинян (XI-XV в.). Москва. Типография Т. Рис, на Садовой, у Яузской ч., Дом Медынцевой. 1875.

[9] Епископ Николай Мефонский и византийское богословие: сб. исслед. / [ред. П.В. Ермилов, А.Р.Фокин]. – М.: Центр библейско-патрол. исслед.; Империум Пресс, 2007.

[10] Епископ Арсений (Иващенко). Об отношениях Церквей латинской и греческой в период крестовых походов. Журнал Министерства народного просвещения. Часть CXXXIII. С.-Петербург. Печатня В. Головина, Владимирская. № 15. 1867.

[11] Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. Т. 2/ Под науч. ред. Г.И. Беневича и Д.С. Бирюкова; сост. Г.И. Беневич. – М.-СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т.5.).

[12] Д. И. Макаров. Была ли поздняя триадология Никифора Влеммида традиционной? Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2013. Вып. 41. C. 203-238.

[13] И. Е. Троицкий, проф. К истории споров по вопросу об исхождении Святого Духа // Христианское чтение. 1889. № 3-4. С. 338-377. // И. Е. Троицкий, проф. К истории споров по вопросу об исхождении Святого Духа. Христианское чтение. 1889. № 5-6. С. 581-605. // И. Е. Троицкий, проф. К истории споров по вопросу об исхождении Святого Духа. Христианское чтение. 1889. № 9-10. С. 280-352. // И. Е. Троицкий, проф. К истории споров по вопросу об исхождении Святого Духа // Христианское чтение. 1889. № 11-12. С. 520-570.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author