Кирилл, скажите, пожалуйста, заканчивается Форум «Открытые инновации», идут последние минуты - оправдались ли ожидания?
Какие они были?
Вы знаете, Форум «Открытые инновации» - это площадка. Мы понимаем, что те соглашения, которые подписываются, они сделаны не в последнюю минуту. Мы понимаем, что те сессии, которые проходили, те разговоры, которые велись здесь, они заранее были подготовлены, промодерированы, мы понимали, о чем мы будем говорить.
И форум однозначно удался, я только что посмотрел статистику, которую прислали ребята – у нас прошло 150 сессий, ежедневно было около 7000 посетителей – это рекорд. Такого раньше не было. И, в целом, это увеличение площадки, увеличение размеров форума, оно оказалось оправданным.
А риски следующие – на самом деле, та тусовка, которая занимается инновациями в Российской Федерации она растет, но ее прирост – это и есть основная цель и ставка развития. И всегда есть риск – не слишком ли мы замахнулись, не слишком ли большой мы форум делаем. А есть ли то самое инновационное сообщество, достаточное по размеру, которому это интересно и для которого мы данный форум делаем? И данный форум подтверждает, что это есть, и при этом мы четко понимаем целевую аудиторию. Понятно, что это стартапы, поскольку форум – это вообще про стартапы. Вторая большая часть аудитории – это те корпораты, которые вообще отвечают за трансформацию инновационных больших корпораций в текущем контексте и, в первую очередь, цифровой трансформации. И третья группа, достаточно большая, и так у нас уж устроена наша экономика - это те чиновники, те фукционеры, которые отвечают за инновационную активность, увы, я такой функционер. Для них это тоже очень важная, потому что они, во-первых, получают обратную связь – что же нужно инновационному сообществу, а, во-вторых, могут продвигать те инициативы и те инструменты поддержки, которые появляются в инновационном сообществе. Так что, да, форум удался. И диалоги, множественный network, он множится и работает лучше.
Вчера во время пленарной сессии Дмитрий Анатольевич Медведев определил три ключевых дилеммы цифровой экономики: открытость данность – приватность личной жизни, качественное изменение рынка труда и законодательство, регуляторные барьеры. На Ваш взгляд, какая из этих дилемм самая критичная?
В краткосрочной перспективе – это, регуляторика, совершенно точно, и это то, во что многие из наших стартапов упираются. И поэтому для Фонда очень важный функционал, который в рамках цифровой экономики Фонд несет в себя – это законодательные инициативы по преодолению регуляторных барьеров по цифровизации. И это связано не только с цифровизацией, на самом деле. Например, вчера была сессия по life science, и мы опять там говорили о регуляторных барьерах. Сложная тема, потому что есть риски, что некоторые другие государства, восточные соседи, в том числе, у которых значимо более расслабленное регулирование, и которые еще больше его ослабляют, сознательно принимая на себя риски по населению, например, они могут умчаться впереди нас, при этом они и финансируют достаточно сильно research.
С точки зрения среднесрочной перспективы – это данные. На самом деле они смешаны с регуляторикой. И, если так глобально говорить, то, в среднесрочной перспективе я думаю, что это неизбежность. И благодаря цифровизации мы будем жить в более прозрачном обществе, и надо потихонечку нам все прощаться, увы, с нашей приватной жизнью. Надо выпадать из социальных сетей, и надо понимать, что мы находимся и будем находиться под оком большого брата неизбежно, в том числе это и возросшие требования безопасности. Но, как мне кажется, и у меня лично нет какого-то протеста против этого. На мой взгляд, если не делаешь каких-то нелегальных вещей, то что скрывать-то, собственно говоря, хотя некоторые забавные истории я слышал
Кирилл Каем (продолжение ответа): Ну, и с точки зрения рынка труда, то, мне кажется, эта проблема во многом надумана. Она, во-первых, самая долгосрочная перспектива, а, во-вторых, сообщество всегда подстраивалось, причем достаточно быстро и реагировало на те или иные изменения технологических парадигм – аграрную революцию, индустриальную революцию, очередную цифровую революцию и экономический уклад, и, буквально в полуторопоколениях, сообщество в рамках изменения образовательных программ достаточно быстро подстраивается к новым нуждам на рынке труда. Очевидно, что даже в рамках технологических элементов, то, как сейчас развивается искусственный интеллект, творческие потребности и творческие подходы пока им в полной объёме не доступны. Да, конечно, мы показываем красивые картинки, которые искусственным интеллектом нарисованы, но я бы искусством это затруднился бы назвать. Поэтому будем переучиваться на творческие профессии. И я думаю, что это прекрасно, на самом деле, и даже более интересно, чем такие классические высокоинтеллектуальные профессии, связанные с энциклопедическим знаниями. Мы уже живем в парадигме, когда энциклопедические знания не нужны постоянно, достаточно достать смартфоны из кармана и использовать один из поисковиков для того, чтобы ответить на энциклопедический вопрос, а раньше это было признаком интеллектуальности и образованности. А теперь видимо признаком образованности и интеллектуальности будет как раз творческий подход, способность быстро синтезировать новые, быстро рождать новые идеи. И думаю, что это также повлияет на все больше возрастающую важность IQ, так что будем все с вами заниматься рождением и генерацией новых идей во всех сферах жизни и не только в картинах, я уверен, что и в рамках технологических идей творчества более, чем достаточно.
Многие спикеры в своих выступлениях говорили, что одной из проблем, с которыми сталкиваются при переходе к цифровой экономике, интеллектуальной экономике являются кадры. Готовы ли они?
Пока не готовы, но наш опыт и аграрной, и индустриальной революции показывает, что, если посмотреть исторически, то изменение skills, изменение рабочих навыков в рамках этих революций происходило достаточно быстро, буквально в расчете одного-двух поколений. Мы, как обучаемый социум, достаточно быстро можем реагировать на приобретение новых навыков. Плюс сами по себе технологии ускоряют получение новых навыков, и EduTech никто не отменял, и он серьезно меняет саму сферу образования.
Инновации в образовании. Как Вы считаете возможны? Нужны? Существуют?
Возможны! Существуют и идут! И я даже пример приведу сколковского стартапа, который сейчас самый высокооцененный стартап в области EduTech – это Skyeng, который уже не только россиян учит английскому языку, но и китайцев учит английскому языку. И доступность информации неизбежно повлияет на образовательные треки, неизбежно повлияет на персонализацию образовательную и неизбежно повлияет на сам характер образования. Это как раз то, о чем я говорил. Не важны энциклопедические знания, не важно, сколько байт информации ты у себя сохранил в голове, более значимым является то, как ты умеешь рассуждать, выстраивать логику, как быстр ты можешь находить источники информации. Поэтому, да, конечно, мы будем учиться по-другому, мы будем учиться постоянно. И даже Ваш покорный слуга, моя работа такая, что я учусь постоянно, я смирился с тем, что я не знаю всё. Всё знать невозможно, и когда идет проект, который мне нужно понимать, я сажусь и точно также ищу информацию, залезаю в интернет.
Получается, что в современной реальности приобретают большую значимость короткие программы. Как Вы считаете сохраниться ли актуальность бакалавриата, магистратуры или они заменяться набором коротких программы? Изменится ли текущая структура образования, на Ваш взгляд?
Первое, я думаю, что структура образования с точки зрения бакалавра-магистра будет меняться постепенно. И, наверное, каких-то резких изменений и не нужно делать. Вопрос – что находится внутри программ, содержание должно меняться совершенно четко.
Второе, надо понимать, что возникнет масса комбинированных degree, когда те специальности традиционные, которые сейчас зашиты между бакалаврами, магистрами и PhD, на каждом из этапов обучения будут смешиваться в разных пропорциях. И чем более старшая ступень, тем больше будет смешение, междисциплинарность.
Третье, ну, наверняка, с учетом того, что мы образование, все меньше и меньше, получаем ради любви к искусству, все более и более практичные навыки требуются от нашего образования, что хорошо, то степень и объём самообразования и постдипломного самообразования будет расти и потребуется формализация очевидная самообразования для того, чтобы работодатель мог понимать, что тот degree, который уже дополнительно, после основного образования, человек получил самостоятельно с применением дистанционных методов, мог бы совершенно нормально быть признан дипломом и мог нормально работать.
Самое сложное – это образовательные траектории, которые находятся внутри основных образовательных программ, и вот здесь требуется большой объём творческой работы. Так случилось, что я входил и вхожу в комитет, который занимается разработкой методических рекомендаций в области биологического образования, и самым сложным треком для выработки такого рода методологических программ является получение нормальной развернутой структурированной обратной связи от индустрии – а какие же специалисты нужны, какие навыки нужны. И я предполагаю, что это вопрос, который нужно решать централизованно. Сейчас постепенно развивается культура корпоративных университетов, но они зачастую работают in-house, надо это менять. Корпоративный университет. Наверное, это не только вопрос улучшения навыков имеющихся сотрудников, но это и выработка технического запроса для методологии образования, которая существует в высших учебных заведениях. От этого выиграют все, естественно: конечно же выпускники будут востребованы, они выигрывают; университеты будут правильнее выстраивать программы, индустрия будет получать правильных сотрудников.
Фонд «Сколково» является уникальной площадкой, которая обеспечивает интеграцию государство и бизнес, и внедряет свои технологии.
Я бы сказал трех элементов: государства, большого бизнеса – корпоративного бизнеса и малого научно-технологического предпринимательства. Три у нас источника и плюс есть еще инвестиционное сообщество вокруг.
И в Вашей уникальной экосистеме есть еще и образовательная компонента, как МШУ «Сколково», например?
У нас две образовательных компоненты на территории Сколково. Первая образовательная компонента – это непосредственно инновационный центр Сколково – это исследовательский университет «Сколтех». И это такой значимый проект, который входит, во-первых, в десятку лучших молодых университетов мира, который в пятерке по публикациям. Университет молодой, небольшой, только магистратура и PhD и даже язык преподавания английский, т.к. очень много приглашенных профессоров, в первую очередь MIT, но не только. Второй образовательный элемент, который находится на территории Сколково – это гимназия Сколковская. И даже для школьников мы делаем специальные программы и с привлечением и стартапов, и Сколтеха, растя из них будущих технологических где-то предпринимателей, а где-то разработчиков в зависимости от личного склада ребенка. Есть третий элемент, про который Вы и говорили – МШУ «Сколково», бизнес-школа, она скорее наш сосед, она входит в Большое Сколково, находится не на территории инновационного центра, а рядом. Мы с бизнес-школой ведем несколько совместных ряд программ в области не технологических, но предпринимательских компетенций. У нас есть программы микро-мини МВА, где есть трек по акселерации стартапов. И мы даже преподавали одну из программ. У нас есть совместная программа по раскрытию экспортного потенциала компании на рынке. Ну и кроме этого в моменте, когда мы выполняем корпоративные заказы на поиск технологий, построение технологических стратегий наших корпоративных партнеров, мы тоже зачастую привлекаем МШУ «Сколково». Так что у нас более сложный, более комплексный продукт.
Совсем недавно на площадке Сколтеха образовательный интенсив прошел «Остров 10-22», который стал очень значимым для многих команд вузов. И сейчас команда Дмитрия Пескова начинает планировать Зимний Остров в декабре в Сочи. Планирует ли Фонд «Сколково» принять участие в нем?
Да, конечно, совершенно точно мы участвуем в подготовке Зимнего Острова. И коллеги из Сколково будут представлены, и, вероятно, и я тоже буду принимать участие. И мы больше будем сконцентрированы на повестке, связанной с технологическим предпринимательством, с тем, как построить системы, позволяющие ученым собирать вокруг себя те компетенции, которые их идеи и научные разработки будут доводить до конечной реализации.
Спасибо большое за откровенный разговор! До встречи на Зимнем Острове.