Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Библикбез {154} — вот Wi–Fi животворящий!

https://religion.

d3.ru

30. У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жён.

31. Также и наложница, жившая в Сихеме, родила ему сына, и он дал ему имя Авимелех.

(Суд.8:30–31)

Если в американском фильме герой останавливается в мотеле или заштатной гостинице, то, наскучив рассматривать "окно, одеяло, дверь", он открывает верхний ящик прикроватной тумбочки и достаёт Библию. Американскому зрителю не надо объяснять — откуда взялась священная книга в неподобающем, казалось бы, месте и почему она есть всегда. А для неамериканского вкратце поясним...

На фотографии мы видим логотип с масляным светильником, похожим на кувшин, и текст "Placed by The Gideons" (то есть — положена Гедеонами)

Кто это? А это любопытная организация — Gideons International (по–русски обычно называемая «Гедеоновы братья»)

Сей как бы орден основан в 1899 году. А предшествовало ему (за год до того) историческое событие — два коммивояжёра предавались заслуженному отдыху на соседних койках двухместного гостиничного номера в захолустном городке Боскобел. Итак, декорации довольно убогие. Ничто не предвещало... Однако... Они всё–таки были протестанты, и были они всё–таки предприниматели, и вокруг была всё–таки Америка — страна возможностей и инициативы.

Инициатива состояла в том, что они оставили свою собственную Библию "...администратору, с условием, что тот берёт на себя обязательство одалживать её любому постояльцу, желающему ознакомиться с её содержанием".

Чтобы оценить мощь этого гамбита, можно провести аналогию с главной сакральной книгой советского человека. Нет, не с «Кратким курсом ВКП(б)» под редакцией товарища Сталина, а с «Уголовным кодексом РСФСР». Его весьма желательно знать наизусть, но где ж ты его достанешь, если ты не студент юрфака?

Труднодоступность главных книг — не только русская проблема, просто у нас зачастую всё экстремальней, чем у соседей. А если сосредоточиться на религии, то вера без первоисточника — воспринимаемая только на слух и через обряды — неминуемо становилась женской (так её характеризует, например, Лесков). В том смысле, что в ней много от традиции (как правило — местечковой), но мало концептуальных идей.

Вернёмся к «Гедеоновым братьям». Их миссия по распространению Священного писания — взваленная на свои же плечи — удивляет не столько христианским самоотречением, сколько нарочитым бизнес–подходом. Ведь чтобы положить книгу в тумбочку, её надо где–то взять — купить или напечатать. И сама книга до тумбочки не дойдёт — нужен специально обученный человек, который её туда принесёт и положит. А потом ещё вернётся через некоторое время и проверит — не истрепалась ли. Ибо при таких тиражах книжки должны быть дешёвые — доллар за штуку (буквально). И, кстати, с хозяином тумбочки как–то договориться надо.

Но и это ещё не всё — для успешности предприятия потребна грамотная стратегия, которая неявно включает в себя маркетинговые приёмы. В частности — целевая аудитория и локация. Поэтому — гостиницы, тюрьмы, воинские части, больницы et cetera. Но не церкви и не библиотеки — незачем пересекаться с конкурентом на его поле.

Вообще, чтение устава организации вызывает амбивалентные чувства. С одной стороны, приятно поражаешься качеству менеджмента — всё по делу и ничего лишнего. С другой, несколько обескураживает протестантская самоуверенность: "Член отряда миссии имеет право... представлять Иисуса Христа на всяком месте и во всякое время". И здесь я хочу обратить внимание на ключевое слово — "отряд". Оно впервые появляется в предыдущей главе (в компании со светильником в виде кувшина):

16. И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники. (Суд.7:16)

О ком речь? О нём самом — Гедеоне, именем которого назвались американские миссионеры. Этот персонаж — очередной "судья" — возникает из небытия в 6–й главе книги «Судей» и покидает повествование в 8–й главе почти навсегда, лишь на мгновенье промелькнув, как в анекдоте: "Некогда объяснять — суй в жопу помидоры".

32. И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках... (Евр.11:32)

Ничего оригинального про данного персонажа сказать нельзя — он вёл себя так же, как и прочие "судьи". То есть преимущественно занимался терроризмом. Правда, по большей части не в одиночку, а во главе вышеупомянутых бандформирований. Но закончилось, как всегда — с его уходом к праотцам начался очередной откат:

33. Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа…

Тем не менее, явные лидерские качества библейского героя подали пример не только американским евангелистам, но и амбициозным православным монахам, которые, принимая в постриге имя Гедеон, делали себе приличную карьеру, дорастая до архимандритов и даже епископов. И таких — не один десяток. Со временем имя, естественно, дало начало фамилиям, а затем и топонимам. А пропо — смоленской деревне Гедеоновке (туземцы называют её Гадиёновкой, потому что там расположен сумасшедший дом).

Но это всё лирика, а меня больше интересует физика и отчасти конспирология. А именно: не являются ли «Гедеоновы братья», на самом деле, тайным атеистическим орденом?

Поясню. Вера крепка на информационном безрыбье, но приобщение к первоисточникам может вызвать (и вызывает) обратный эффект. Помниться, dirty–юзер leha_chifir свидетельствовал, что его мать — истая католичка — прочитав, наконец, Библию на старости лет, офигела — никакого благолепия, а сплошная расчленёнка и аморалка. Так вот, книжка была именно "гедеоновская". Братья проникли в СССР (через Кишинёв) перед самой его кончиной. Это была уже 144 окученная ими страна (опять мы позади планеты всей).

Зверские последствия приобщения к писанному Слову Божьему известны, вообще говоря, давно. Иллюстрация (Н.С.Лесков. «Однодум»):

— Всё же, значит, есть в нём вредная фантазия. А в чём она заключается?

— Библии начитался.

— Ишь его, дурака, угораздило!

В свете вышеуказанного дуализма восприятие цифр становится неоднозначным. Количество стран (число с двумя нулями), возраст организации (число с тремя нулями), количество членов (число с пятью нулями), распространённый тираж (число с девятью нулями) — это победное шествие теизма или атеизма? И ещё — это шествие продолжается или уже всё?

Для полноты картинки подбросим ещё несколько цифр. Каких–нибудь 10 лет назад охват библиями тумбочек в американских гостиницах составлял 95%.

Потрясающий успех бизнес–модели!

Но уже сегодня он не превышает 80%. 15–процентное падение — это серьёзно.

И что — теперь свято место пусто?

Отнюдь — на месте библий поселился листочек с паролем от вай–фая.

И это тоже инициатива — в данном случае администраторов гостиниц, которые считают что миллениалам вай–фай нужнее. Да, они менее религиозны, но чья в том заслуга? Миссия "гедеонов" явно подходит к концу, однако выполнена она или провалена?..

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author