Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

«Цифровой нарыв»

Интервью с Олегом Мансуровым, руководителем всероссийского конкурса «Цифровой прорыв»

Евгений Сженов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ: Добрый день!

Сегодня встреча с Олегом Мансуровым, руководителем всероссийского конкурса «Цифровой прорыв». Олег, можно вас поздравить с успешным стартом, успешным началом. Вчера, как известно, прошло на высокой ноте.

Олег Мансуров, руководитель всероссийского конкурса «Цифровой прорыв»: Спасибо, что приехали, посетили наше мероприятие. Коллеги поздравляли со стартом, но я хотел бы, чтобы вы завтра поздравили меня завтра с успешным завершением, потому что мы сейчас со всей командой полностью сосредоточены на результате. Качество хакатона и его результат определяются по завершению, когда команды представят свои прототипы и решения на судейства представителям компаний, министерств, которые завтра приедут, чтобы посмотреть, что было сделано за эти 48 часов. Если им понравится, если команды создадут интересные решения, то я с радостью приму поздравления.

ЕС: Как вы лодку назовете, так она и поплывет. В случае с «Цифровым прорывом» название выбрано очень верно, потому что оно созвучно целому ряду серьезных государственных задач, которые сформулированы в национальных проектах. В частности, в национальном проекте «Образование», «Наука» и нацпрограмме «Цифровая экономика». А что для вас цифровой прорыв? Кроме этого огромного ивента, кроме кучи эмоций - участники, как и вы не спали целую ночь, нервничали, готовились. В итоге прошло хорошо. Как вы стратегически видите цифровой прорыв дальше, его развитие?

ОМ: Выступая вчера на церемонии открытия и давая старт хакатону, я сказал, что мероприятие мероприятием, но цель проекта – не мероприятие. Основные цели – возможность дать самореализоваться в сфере IT вне зависимости от возраста, места проживания, особенностей развития. Вы наверно знаете, что у нас в конкурсе участвуют люди от 18 до 76 лет из 77 регионов. Очень широкая география, проникновение в равные социальные слои.

ЕС: Звезду вчерашнего дня уже наверно знает вся Россия - Полищук.

ОМ: Да, Евгений Полищук из Санкт-Петербурга, он биолог по основному образованию, но в свое время был вынужден освоить программирование и успешно практикует. Вчера на встрече с С. Кириенко он сказал, что после «Цифрового прорыва» у него появилась еще одна профессия – популяризатор цифровой трансформации или цифровой мир.

ЕС: По мнению многих экспертов, может быть не основная, но не менее важная задача таких больших мероприятий, в том числе проектов «Россия – страна возможностей», а «Цифровой прорыв» становится яркой звездой на фоне других проектов, становится именно популяризация цифровой культуры. Вместе с вами в команде «Цифрового прорыва» участвует несколько министерств, в том числе Минобрнауки. Мне хотелось сказать несколько слов про участие Минобрнауки, про номинации, где Минобрнауки уже участвует или может поучаствовать, потому что участники хакатона – конечно, молодёжь, школьники и студенты. Интересно знать ваше мнение.

ОМ: Я вернусь немного назад, отвечу на вопросы, которые задали до этого, потому что нацпроекты являются важной целью для данного проекта. Когда мы его создавали, мы исходили из тех целей и задач, которые прописаны во всех нацпроектах, не только в «Цифровой экономике» и «Образовании». Цифровая трансформация на сегодняшний день настолько повсеместна, что проникает в разные сферы жизни человека. Поэтому на региональном этапе у нас было 5 направлений: здравоохранение, образование и наука, транспорт и логистика, государственные услуги и управление, городская среда и ЖКХ. То есть то, что касается большого круга людей.

«Цифровой прорыв» - это не только конкурс для айтишников, это конкурс, результаты которого касаются всех граждан Российской Федерации. Целью конкурса является как раз, как я сказал – дать возможность дать его участникам самореализоваться путем повышения своих карьерных возможностей или реализация своих технологических стартапов. Второе – формирование кадрового резерва, формирование команд, решений и проектов, которые могут быть реализованы в рамках нацпроектов, причем не только в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Если говорить о поддержке федеральных ведомств, то нас поддерживают 4 министерства: Минцифры, Минпромторг, Минпросвещения и Министерство науки и высшего образования. Относительно последнего министерства, даже на финале представлены 6 номинаций от Минобрнауки. У нас есть 20 номинаций, в которых участвуют конкурсанты конкурса «Цифровой прорыв», которые прошли изначально онлайн-тестирование, а далее региональные этапы. Но есть еще студенческие номинации, генеральным партнером которых является Минобрнауки. Это студенты из разных вузов РФ, которые обучаются по направлению «Информационные технологии».

ЕС: А чтобы вы посоветовали ректорам и проректорам, руководителям вузов, у которых есть серьезные амбиции и компетенции с точки зрения профиля конкурса – цифрового прорыва. Есть масса университетов по всей страны, которые участвуют и в нацпроекте «Образование» с точки зрения цифрового прорыва – формирование компетенций для слушателей, студентов, выпускников. Что нужно сделать на следующем «Цифровом прорыве», чтобы их участие было более заметным, и они вливались в вашу тусовку?

ОМ: Маленькая предыстория – в этом году «Цифровой прорыв» рос в основном силами профессиональных сообществ через компании – партнеры, через медийное поле. Мы не взаимодействовали напрямую с какими-то университетами, мы не проводили планомерную работу с вузами. По вузам было разослано информационное письмо, но оно носило информационный характер. Мы исходили из того, что мы хотим посмотреть реальную картину насколько этот формат, в частности хакатон востребованы сегодня. Как оказалось, довольно высоко. У нас студенческие аудитории – процентов 20 – 25. Средний возраст участника конкурса – 28 лет. На региональных этапах он даже увеличился, потому что региональный этап проходил летом, когда многие студенты уже разъезжаются, поэтому средний возраст вырос до 33 лет. Что могу посоветовать - отличительными чертами конкурса, о чем вчера говорил Сергей Владимирович, являются две вещи. Первая – командная работа, формирование университетских, профессиональных команд, которые могут создавать цифровые сервисы в условиях ограниченного времени, стрессовых ситуациях – это очень важная компетенция для цифровой экономики. Образовательный процесс в университете должен строиться в этом направлении. Вторая важная черта конкурса – практические задачи. Все задачи, которые решаются участниками, носят прикладной характер. Это не какие-то бизнес-кейсы, это не игровые форматы, это те реальные вызовы, с которыми сталкиваются организации-партнёры. Среди них коммерческие компании и такие организации, как Центральный Банк, Счетная Палата, Федеральная налоговая служба, федеральные министерства и другие ведомства.

ЕС: Со стороны точно будет интерес, поэтому вы готовы к следующему «Цифровому прорыву» может приглашать следующие университетские команды и самим принимать участие в таких форумах с точки зрение популяризации движения?

ОМ: Мы заинтересованы в более тесной кооперации с вузами. Во-первых, мы. Имея пример этого года, можем продемонстрировать, что из себя представляет конкурс, как он проходит, какие несет выгоды, что требуется от участников и партнеров. У коллег даже было предложение сделать конкурс среди университетов.

ЕС: Очень интересно.

ОМ: Вчера была озвучена идея о том, что представители разных технологических компаний формируют свои официальные команды, и они борются между собой в той или иной номинации. В классическом программировании есть такие соревнования по работе команд в формате хакатонов – таких соревнований пока очень очень мало. Как правило, люди проводят их внутри своей организации или среди внешней аудитории для того, чтобы интегрировать себе людей в организацию.

ЕС: Спасибо за разговор, я желаю не терять драйва, который, безусловно, есть в вашей команде! И успешного проведения завершения финала!

https://t.me/scienpolicy/5894

https://t.me/scienpolicy/5895

https://t.me/scienpolicy/5896

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author