Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Новые возможности для каждого: вопросы и ответы

Федеральный проект «Новые возможности для каждого» нацпроекта «Образование» вызывает крайне большой интерес со стороны руководства вузов.

В рамках развития комплексных систем ДПО ректоры и проректоры видят возможность расширения коммерческих возможностей университетов, а также перестройки многих аспектов обучения и управления. Именно дополнительное профессиональное образование будет выступать в качестве драйвера структурных трансформаций вузовской среды – это показали дискуссии в ходе профильной лаборатории по ДПО на «Острове 10-22».

Недавно Министерство науки и высшего образования запустило серию конкурсов в рамках «Новых возможностей для каждого». Сразу после опубликования конкурсных документаций в адрес редакции и ее ведущих экспертов посыпались обращения от руководства вузов с вопросами и даже претензиями. Мы суммировали их и затем получили ответы сразу у двух курирующих федпроект руководителей Минобрнауки – Директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Екатерины Бабелюк и Директора Департамента проектной деятельности Андрея Зарубина.

1. Не указано как отразить в предложении участника – описание основных пунктов содержания проектов, способов его реализации, мероприятий, результатов и т.д.

Предложения участника должны быть представлены на конкурсный отбор в свободной форме. При их подготовке необходимо руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 29.04.2019 № 525 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» (далее – постановление 525), а также требованиями, изложенными в конкурсной документации в разделе «Критерии отбора победителей».

2. Непонятно, на какие статьи расходов можно разбить сумму, указанную

в заявке.

Средства гранта должны быть использованы на реализацию мероприятий, предусмотренных в постановлении 525. Степень обоснованности финансовых ресурсов, требующихся для достижения целевых результатов проекта является одним из предметов оценки заявок. Перечень затрат, источником финансового обеспечения которых является грант будет устанавливаться соглашением (Приказ Минфина России от 21.12.2018 № 280н «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

3. Не указано четко: минимальные критерии оценки по квалификации участника конкурса, указано только максимальное количество баллов.

Минимальные количество баллов при определении квалификации участника конкурса составляет ноль баллов.

4. В какой форме представлять отчетные документы (отчет о расходах, о достижении значений результатов (целевых показателей).

В соответствии с пунктом 11 постановления 525 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в течение 30 рабочих дней со дня размещения протокола оценки заявок на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети «Интернет» заключает с образовательной организацией, признанной победителем конкурса, соглашение о предоставлении гранта в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (Приказ Минфина России от 21.12.2018 № 280н «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»). Указанным приказом также установлены и формы отчетов. Обязательства по подготовке отчетных материалов по результатам реализации проекта (состав документов и сроки их подготовки и предоставления в Минобрнауки России) является одним из предметов оценки заявок и включены в показатели оценки.

5. В течение какого периода должно быть проведено обучение? В 2019 году либо в какой-то разумный срок, который указывает заявитель сам?

Бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование», по которым проводятся в 2019 году конкурсные отборы, предусмотрены Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на 2019 год. В соответствии с бюджетным законодательством РФ в случае не реализации указанных мероприятий в 2019 году, бюджетные ассигнования переходят в федеральный бюджет. Соответственно обучение должно быть проведено в 2019 году без права заявителя устанавливать свой срок.

6. В требованиях к программам указано, что они должны отвечать глобальной технологической повестке (прогноз научно- технологического развития РФ до 2030 г.) и вместе с тем квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках», что является условием одновременно неисполнимым.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года определяет наиболее перспективные области развития науки и технологий и задает тематический вектор программ дополнительного образования для предоставления грантовой поддержки на их реализацию.

Квалификационный справочник должностей — руководителей, специалистов, рабочих — свод характеристик основных видов работ по профессиям, относящимся к самым разным сферам экономики. Вместе с тем в соответствии с существующим нормативным регулированием сферы ДПО согласно п.8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499) содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

7. В описи документов указано письмо о необходимости использования платформы непрерывного образования, конкурс на создание которой был объявлен неделей ранее в рамках того же федерального проекта.

В описи документов допущена техническая ошибка, которая будет исправлена в соответствии с пунктом 4.1 конкурсной документации.

8. В обоих конкурсах на обучение по программам и на подготовку преподавателей есть требование подтвердить, что не получаем средства из федерального бюджета на реализацию одного из них. Можно ли участвовать в обоих?

В соответствии с пунктом 9 постановления 525, а также с пунктом 2.1 конкурсной документации, гранты предоставляются образовательным организациям, которые на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором объявлен конкурс, не получали субсидий (гранты) из федерального бюджета в текущем финансовом году в соответствии с иными правовыми актами Российской Федерации на цели, указанные в пункте 2 Правил, утвержденных постановлением 525. Соответственно образовательная организация высшего образования может принимать участие во всех конкурсах, установленных постановлением 525 при соблюдении указанного условия.

9. Приоритет в заявке в сторону дополнительного профессионального образования (для повышения квалификации тех, у кого уже есть высшее образование) или для реализации программ дополнительного образования для студентов еще обучающихся?

Согласно утвержденному паспорту мероприятия федерального проекта «Новые возможности для каждого» направлены на формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.

В документации о конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета по проекту «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» в 2019 году» в число показателей оценки заявок включен показатель «Соответствие образовательных программ интересам различных целевых аудиторий, в том числе граждан предпенсионного и пенсионного возраста, трудовых мигрантов, инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации».

10. «Критерий «количество обученных за 2 месяца» - это привязка к мониторингу? Если да, то это 30 ВУЗов на всю Россию (столько же, сколько победителей) это полный срыв публичных обещаний на совещаниях замминистров Боровской («разовьем ДПО в ВУЗах) и Медведева (3 дня назад обещал 1000 человек), а также всех обещаний на Острове – Боровской, Бабелюк и всей вашей команда. Выйдут РАНХиГС, ВШЭ и ВУЗы с опытом сетевого ДПО (заказ государства). Это мизер, если говорить про систему. Речь шла про многие десятки заявок, из которых отобрать 30» [Точная цитата вопроса, стиль автора сохранен].

В конкурсной документации не прописано ограничение по количеству заявок, которые образовательные организации высшего образования могут подать для участия в конкурсе. В пункте 1.5 конкурсной документации на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета по проекту «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» указано, что победителями будут признаны участники, занимающие с 1 по 50-е место в рейтинге оценок. Таким образом, в 2019 году грант могут получить 50 организаций.

Минимальные показатели результативности реализации проекта установлены в приложении 1 к объявлению о проведении конкурса. Критерий оценки заявок «Количество обученных по образовательным программам» не ограничивает участников в праве подать заявку на меньшее количество обученных, чем предусмотренное значение, за которое присваивается максимальный балл. Участник может добрать баллы за счет других параметров оценки.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с паспортом федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» реализация мероприятия по обучению граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения запланирована ежегодно до 2024 года.

https://t.me/scienpolicy/5492

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author