Вчера коллеги из Незыгаря развернули широкомасштабную дискуссию о кризисе региональной политики.
Системные выводы, на наш взгляд, все же могут быть дополнены, а в ряде случаев – оспорены. В качестве примера мы возьмем самое региональное мероприятие нацпроекта «Наука» - создание научно-образовательных центров мирового уровня.
Позиция коллег:
Главная проблема - федеральный центр ограничивает доступ местных элит к местным ресурсам и механизмам их перераспределения.
Федеральные агенты в виде губернаторов и правительственных представительств не формируют справедливый подход к доступу к ресурсам; их задачи заточены скорее на федеральную повестку и отражают эгоистические интересы федеральных групп.
Консенсусного диалога с регионами нет. Администраторы внутренней политики не способны договориться с регионами. Во многом- кадровые ошибки это и действия лоббистов. Но основная вина - на кураторах внутренней политики.
Если у вас нет выхода недовольства в регулируемом институте легитимных выборов, если вы не способны выправить бюджетную наполняемость регионов, если вы не превратите местные элиты в своих союзников и соучастников нацпроектов и инвестпотоков - у вас будут постоянные непрогнозируемые точки протестов.
Лекарство нацпроекта «Наука»:
Инициаторами создания центра как раз должны выступать именно губернаторы. Уже больше года длится «гонка за НОЦ» сейчас в ней участвует уже около 30 глав субъектов федерации (учитывая межрегиональный характер ряда центров).
Благодаря НОЦ в регионах формируются точки прорывного роста – кадрового, инвестиционного, промышленного, научно-образовательного. Подключение индустриальных партнеров (а чаще всего – это филиалы федеральных компаний и госкорпораций) позволяет по-новому определить течение финансовых потоков.
Именно поэтому губернаторы столь активно изыскивают средства для софинансирования работы центров – не только из бюджетов регионов, но также от дружественных (и не очень) компаний. Работа по НОЦ становится не только мерилом эффективности глав регионов и их команд в измерении нацпроектов (в частности – «Науки»), но и реальной возможностью переформатировать «прорывной» комплекс.
Это тот самый случай, когда важнейшие, но полуформальные KPI по внутриполитическому блоку дают возможность регионам для реализации реально полезных для них проектов и программ.
Формирование проекта НОЦ и программы развития выводит губернаторов (а они должны возглавлять управляющие органы), на прямой контакт с ректорами (они хоть и подчинения Минобрнауки, но в регионах действуют с оглядкой на местное руководство), бизнесом, экспертами федерального эшелона и управленцами Министерства науки и высшего образования.
Важно отметить, что все эти факторы позитивное отдачи для губернаторов идут в контексте отсутствия межбюджетных трансфертов – деньги будут перечисляться базовой организации НОЦ, а не региональному бюджету. И при этом руководители регионов объективно понимают все те возможности, которые открывает центр для их подотчетной территории.
Это и выход в федеральную повестку, и эффективная отработка «прорыва», и форсирование развития региональной экономики, и многое другое.
Нельзя сказать, что внутриполитический блок АП далек от этих важнейших аспектов реализации нацпроекта «Наука» – Сергей Кириенко наравне с Михаилом Ковальчуком входит в ядро «группы прорыва», к которой относится также Михаил Котюков, министр науки и высшего образования.
И в данном случае нельзя сказать, что через НОЦ (науку-образование-инновации) Ковальчуки проникают в регионы – поскольку центры формируют универсальную и нейтральную платформу, которой могут воспользоваться представители различных элитных групп.
В этом и состоит важность научно-образовательной политики в контексте внутренней – даже будучи продуктом одной из ключевых формаций во внутриполитических раскладах, она ориентирована на общее благо и предоставляет более-менее равные возможности для «входа» регионов в федеральное политическое пространство.