Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

�Opus posth�</

«Пифагорейское учение о трёх видах музыки [мировой, человеческой и инструментальной], изложенное в трактате Боэция и служащее отправной точкой всех музыкально-теоретических рассуждений Западной Европы на протяжении нескольких веков, рассматривает музыку как нечто, что предшествует человеку, что существует вне человека и помимо человека.

Музыка — это гармоническая система мер и соотношений. Человек может стать причастным этим гармоническим соотношениям, но он не может быть их инициатором.

Характерным примером, раскрывающим суть взаимоотношений человека и музыки в пифагорейском учении, является описанная Ямвлихом музыкальная медитация Пифагора: „Он напрягал слух, пользуясь неким несказанным и недомыслимым божеством, вонзал ум в воздушные симфонии мира, причём, как казалось, только он один слушал и понимал универсальную гармонию и созвучие сфер и движущихся по небу звёзд, созвучие, создавшее полнейшую, чем у смертных, и более насыщенную песнь при помощи движения и круговращения.

Обращённый как бы этим в отношении смыслового содержания своего ума, он замышлял передавать своим ученикам образы этого, подражая, насколько возможно, инструментом и простым голосом“.

Здесь человек выступает не как творец и создатель музыкальных структур, но как проводник и призрачный медиатор. Он не создаёт и не производит, но воссоздаёт и воспроизводит существующую вне его музыку. Соответственно и результатом деятельности человека будет являться не произведение-вещь, но воспроизведение, т.е. нечто отсылающее к изначальной модели, в качестве которой в данном случае выступает „звучание сфер и движущихся по небу звёзд“.

В музыкально-теоретических трактатах Средневековья и Возрождения пифагорейское учение о трёх видах музыки накладывается на содержащуюся в ареопагетическом корпусе текстов концепцию небесной и земной иерархии Церкви.

Согласно этой концепции иерархическое устроение земной церкви есть исконное отображение ангельских чинов, причём земная триада — епископ, иерей, диакон — полностью соответствует иерархическим триадам небесной церкви.

По этому поводу Царлино пишет: „Наша теология делит помещающихся на небесах ангельских духов на новые хоры, заключённые в три иерархии, как пишет Дионисий Ареопагит.

Они постоянно находятся перед божественным вседержителем и не перестают воспевать: "Свят, свят, свят Господь, Бог всех живых", — как написано у Исайи...

И так же как в небесном селении, называемом церковью торжествующей, так же и у нас на земле, в церкви именуемой воинствующей, ничем другим, как музыкой, воздаётся хвала и благодарение Творцу”.

Таким образом, пение, практикуемое в земной церкви, есть лишь воспроизведение и подобие небесного ангельского пения.

Здесь опять-таки человек ни в коем случае не является ни творцом, ни создателем мелодических структур — он всего лишь воспроизводит некую существующую вне его модель».

(В. И. Мартынов, «Opus posth»)

Subscribe

  • Если у вас паранойя это не значит что за вами не следят

    Человеку важно оценивать направление взгляда других людей и животных, чтобы предсказывать их намерения и поведение. У нас даже существуют участки…

  • Не быть ослом

    "Он обратил также моё внимание на целесообразность и полезность всего в природе. Деревья зелены потому, что зелёный цвет полезен для глаз. Я…

  • Формирование педагогической среды

    Ядром нашей программы является формирование педагогической среды для разных возрастных групп. Мы исходим из того, что человек рождается животным,…

Comments for this post were disabled by the author