Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

О БУДУЩЕМ ОБРАЗОВАНИЯ из прошлого

7 августа 2017 - 16 октября 2014

Президент России Владимир Путин рассказал о том, какие изменения могут коснуться образования в стране.

Своим видением будущего он поделился в ходе пленарного заседания форума ОНФ "Качественное образование во имя страны"

Пленарное заседание, председателем которого был Владимир Путин, стало итогом напряженной двухдневной работы представителей сферы образования на форуме "Качественное образование во имя страны" Общероссийского народного фронта. Российский президент обозначил ключевые направления, на которых правительство сосредоточит свою работу, основываясь на докладах модераторов дискуссионных площадок и круглых столов.

Говоря о формате мероприятия, Владимир Путин подчеркнул, что ему было бы интересно в первую очередь оценить именно предложения и мысли относительно грядущих изменений со стороны педагогических работников, тем более что за выработку решений тех или иных проблем образования они принимались неоднократно. "Хотел бы, конечно, сегодня услышать о результатах этой работы, ваши предложения, идеи по развитию системы образования в стране. И очень рассчитываю, что наша сегодняшняя встреча будет именно в таком формате проведена: мне бы хотелось не просто отвечать на вопросы, я готов и постараюсь ответить на столько, на сколько смогу, но еще больше хотел бы послушать ваши идеи и предложения по поводу развития системы образования в стране", – сказал президент.

Российский лидер заступился за молодежь страны, отметив тем не менее важность дальнейшей более плотной работы с ней. "Все-таки у нас молодежь продвинутая, хотя, конечно, есть проблемы с системой образования, поэтому мы и уделяем последнее время так много внимания, поэтому и собрались сегодня здесь и будем продолжать эти дискуссии и принимать решения с вашей помощью", – отметил он.

Несмотря на всю важность образования, в том числе его воспитательной функции, полностью забывать об экономической составляющей, напомнил Владимир Путин, не следует. Однако одна из основных проблем, с которыми вскоре может столкнуться сфера, по мнению президента, напрямую связана с успехами страны в работе по улучшению демографической картины.

Так, несмотря на постройку новых дошкольных учреждений, ситуация улучшается недостаточно быстро, так как с каждым годом увеличивается число детей, претендующих на места в них. Вскоре, по замечанию Владимира Путина, ситуация может дойти до того, что мест не будет хватать даже в школах. "Лет через пять-шесть у нас не будет хватать уже мест в школах", – подчеркнул президент России. Поэтому важно обозначить эту проблему заранее и уже сейчас начать работу по ее решению.

Немаловажную роль в современном образовании занимает и будет занимать именно воспитание молодого поколения. "Если из образовательного процесса выхолащивается его содержание, а содержание не может быть без воспитания, то оно, это образование, никуда не годится", – заявил Владимир Путин.

Президент не обошел стороной и такой принципиально важный вопрос, как доходы преподавателей. "Как бы мы ни говорили о том, что педагогическая работа, работа учителя – это миссия, это благородно, но все-таки статус определяется не в последнюю очередь уровнем доходов", – отметил президент. При этом, по его словам, увеличение доходов учителей уже привело к трем серьезным изменениям. Во-первых, значительно и в лучшую сторону изменилось общественное отношение к учителю. Во-вторых, в педагогических вузах вырос конкурс, что говорит об увеличении заинтересованности профессией среди молодого поколения. И, в-третьих, речь идет о росте числа мужчин среди педагогических работников. "Это все достаточно объективные показатели того, что в целом мы движемся по правильному пути", – заметил российский лидер. Владимир Путин рассказал, что повысить доходы учителей еще на 30% хотелось бы, однако необходимо учитывать экономическую обстановку в регионах и в целом по стране, а также средний уровень оплаты труда.

Кроме того, президент попросил Министерство образования и руководителей регионов обратить самое пристальное внимание на проблему включения в образовательный процесс людей с ограниченными возможностями. Коррекционные школы имеют ряд минусов, так как в них такие дети оторваны от социума, и люди, не имеющие подобных проблем со здоровьем, также не воспринимают их. В этой связи куда перспективнее выглядит инклюзивное образование, когда все дети обучаются совместно. Однако, как подчеркивает президент, это переход должен осуществляться плавно. На данный момент уже закрыто 150 коррекционных школ, что не соразмерно с текущими возможностями инклюзивной системы.

Президент России подчеркнул принципиальную позицию относительно бесплатного образования. "Есть еще один очень важный вопрос по поводу пересечения бесплатных услуг. Я уже много раз об этом говорил, хочу и здесь подчеркнуть – у нас все образование должно быть бесплатным", – отметил Владимир Путин.

Говоря о такой неоднозначной для российского образования теме, как ЕГЭ, он подчеркнул ее антикоррупционную роль, которую сыграл этот формат всеобщей аттестации, а также напомнил, что подобный подход позволяет абитуриентам поступать в ведущие вузы страны вне зависимости от того, насколько далеко они находятся от их дома. Работу по улучшению ситуации он, тем не менее, поручил провести работникам сферы образования. В частности, будет серьезно рассмотрен вопрос о возможности выдавать аттестаты без проведения единых экзаменов. При таком сценарии те ученики, которые после девятого класса не захотят продолжить учебу, смогут получить свои аттестаты без сдачи ГИА. Те же, кто после 11-го класса примет решение не идти в университет, также будут освобождены от обязанности сдавать ЕГЭ.

Кроме того, в будущем российское образование может избавиться от чрезмерного контроля со стороны государства, который заключается в огромном количестве самых разнообразных отчетов, однако граждане смогут получить доступ к данным о том или ином учреждении. "Конечно, государство, общество и родители имеют право знать, что происходит в школе и какого качества образование, которое предоставляется их детям. И отчетность, конечно же, должна быть. Вопрос в целесообразности в соответствии требованиям сегодняшнего дня. Не должно быть закрытых отчетов", – отметил Путин. Однако объем отчетности должен быть значительно сокращен, считает президент, чтобы она не мешала непосредственно образовательному процессу: "Мы будем исходить из того, что даже среди людей, которые уличены вот в этой отчетности, все-таки возобладает здравый смысл, и такое избыточное бюрократическое давление будет все-таки сокращено".

Президент напомнил и о планах по созданию единого учебника по многим дисциплинам, в том числе по истории и математике. В будущем планируется создание единого образовательного пространства, что будет означать единые учебные планы по всем дисциплинам в каждом регионе России. Это облегчит жизнь и ученикам, и учителям, которым не придется готовиться к практически ежегодной смене учебников по всем предметам.

Владимир Путин подчеркнул, что работа по всем проблемам, обозначенным на форуме "Качественное образование во имя страны" ОНФ при совместной работе сотрудников педагогической сферы, несомненно, будет продолжена. "Я не беру на себя смелость сказать, что все, что прозвучало, немедленно будет исполнено, но мы точно это все сформулируем, проанализируем и будем внедрять в нашу практическую деятельность", – отметил президент. Эта работа будет продолжена при тесном контакте с работниками сферы образования. "Нет ничего важнее в нашей стране, чем будущее наших детей, потому что это и есть будущее нашей страны", – завершил он свое выступление и пленарное заседание форума ОНФ об образовании.

16 октября 2014

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author