olegchagin

Category:

Ох, Самара-городок...


В развитие кейса о провале фестиваля "iВолга" и сомнительных компетенциях социального блока руководства Самарской области, поделимся нигде не опубликованным ранее диалогом, который состоялся 24 июня в Государственной Думе между Министром просвещения Ольгой Васильевой и Председателем Комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы Татьяной Бодровой.

Эпизод "Попытка дать задание трём федеральным министрам"

Бодрова Т.Е.: Бодрова Татьяна Евгеньевна, председатель Комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы. 

Уважаемая Ольга Юрьевна, вы поставили совершенно правильную проблему, чтобы базовая часть заработной платы составляла 70 процентов по отношению к стимулирующей, но мы все понимаем, что в большинстве регионов базовая ставка учителя составляет где-то 5, 8 тысяч, что в полтора раза меньше МРОТ. 

Не считаете ли вы, что вместе с Министерством труда, с Министерством финансов на федеральном уровне нужно проработать ситуацию, чтобы базовая ставка учителя была выше МРОТ и тогда будет легче довести зарплату педагога до средней по региону, потому что приходится очень... либо увеличивать количество ставок и ещё увеличивать стимулирующие выплаты. 

Мне кажется, что, прежде всего, должна быть на высоком уровне, на таком достаточном базовая ставка учителя. Спасибо. 

Васильева О.Ю.: Татьяна Евгеньевна, спасибо. Можно я задам вам вопрос? В скольких школах в Самарской области на сегодняшний день выполняется 70 - база и 30 - стимулирование? Председательствующий. Микрофон, пожалуйста. 

Бодрова Т.Е.: Я хочу сказать...

Васильева О.Ю.: Пожалуйста, ответьте мне на вопрос, Татьяна Евгеньевна, в скольких школах в Самарской области выполняется, во-первых, поручение премьера 2016 года и рекомендации Трёхсторонней комиссии, и вы отвечаете за обучение в Самарской области, образования и Министерство просвещения? Вот сколько школ выполняют неукоснительно этот проект, в вверенном вам Департаменте образования? 

Бодрова Т.Е.: Ольга Юрьевна, я хочу сказать, что средняя заработная плата педагога у нас по области 30 тысяч. 

Васильева О.Ю.: Татьяна Евгеньевна, я прошу ответить на вопрос, сколько в Самарской губернии школ выполняют это распоряжение? 

Бодрова Т.Е.: У нас это распоряжение выполняется. Но я хочу сказать... 

Васильева О.Ю.: Сколько школ? Татьяна Евгеньевна, не уходите от вопроса, меня интересуют школы. Вот не надо сейчас творить мифы. Если бы у вас 50 процентов было школ, была бы одна история, 70 процентов – другая история. Я сказала, что 1,78 ставки в Кемерово, 1,1 – в Мордовии. Сколько у вас школ отвечают? 

Бодрова Т.Е.: У нас 1,7. 

Васильева О.Ю.: Прекрасно. Всё, ответ на вопрос. Сколько школ выполняют 70 процентов? 

Бодрова Т.Е.: Я не могу сказать. 

Васильева О.Ю.: Ну зачем тогда поднимаете вопрос тогда, стоя передо мной? 

Бодрова Т.Е.: А я хочу сказать, что базовая ставка-то учителя составляет 8 тысяч. Как можно вести вот эти... 

Васильева О.Ю.: Татьяна Евгеньевна, я ещё раз повторяю: сядьте и посчитайте каждый регион, не надо сейчас заниматься здесь подсчётами не теми. У нас четыре направления оплаты педагогов в стране, у нас нет единой. Отвечая на ваш вопрос. Мы сели с Минтрудом уже в прошлую пятницу, работать над этим вопросом, но вы не можете мне сказать, сколько школ у вас выполняют это поручение? Спасибо.

https://t.me/youthpolicy/983

Telegram

НОП - Молодежь и соцлифты

Напомним, Самара входит в так называемую «дугу нестабильности», — список крупных городов с высоким уровнем протестной активности. Одна из причин, возм...

Парламентские слушания "О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации". Здание Государственной Думы. Большой зал. 24 июня 2019 года. 11 часов

Эпизод второй: "Минпросвещения о цифре, горячих туалетах и дагестанских холодах"

Бозиев Р.С.: Уважаемая Ольга Юрьевна, большое спасибо за ваш доклад. Но мне показалось, чтобы мы сегодня должны были бы обсуждать конкретные меры по совершенствованию образования современного, а мы обсуждаем хозяйственные вопросы, всё, что угодно, но не то, что мы должны говорить. Мы должны говорить о цифровом образовании, мы должны говорить о том, насколько система образования, вернее, методическое обеспечение системы образования по цифровому образованию готово, насколько научное обеспечение готово, то есть меры по совершенствованию не вчерашнего образования, а сегодня и уже завтрашнего образования мы должны были бы, наверное, говорить. Если так, то хотелось бы понять, в каком состоянии этот вопрос находится. Спасибо.

Председательствующий: Представьтесь, пожалуйста.

Бозиев Р.С.: Главный редактор журнала "Педагогика", профессор, Бозиев моя фамилия.

Васильева О.Ю.: Спасибо большое, коллеги, спасибо за ваш вопрос. Я отвечу вам. Для того, чтобы сейчас делать большой рывок, у нас разное обеспечение материально-техническое в каждом регионе, и вы это знаете не хуже меня. Есть регионы, которые готовы к цифре и сейчас, хотя цифре должно быть посвящено не одно совещание, не одно собрание, не одни пленарные чтения, потому что это вопрос, который творит мифологию каждую секунду.

Но мы сейчас говорим, уважаемые коллеги, о возможности доступного, это конституционная гарантия, качественного, базового образования для всех. Есть ещё в стране главная задача вот моя, вы можете отворачиваться, можете не отворачиваться, как министра просвещения, чтобы большая часть... Значит, у нас 80 процентов школ – это базовые, и 20 процентов – инновационные. У нас каждый ребёнок должен иметь гарантию на качественное образование.

Если у меня 23,5 тысячи сельских школ и из них, я приведу вам цифры, чтобы было понятно, 1 тысяча 38 без тепла, без воды, без отопления, в частности, без отопления 543 школы в Дагестане. Я с большим удовольствием буду с вами обсуждать цифровое образование, более того, мы проведём туда Интернет и у нас в этом году уже к концу 2021 года у нас скоростной Интернет - там беспрецедентные деньги.

Я вам другое могу сказать. У нас готов портал РЭШ (российская электронная школа). Если вы смотрели, как он работает... он сейчас даёт возможность новых технологий и будет давать их больше. Но я глубоко убеждена, это моё мнение, что можно говорить параллельно и будем говорить, но должно быть и горячее питание, и туалет горячий для того, чтобы были здоровы дети, и свет, и отопление. И вот мы пришли для того, чтобы сейчас эти вопросы обсудить и с депутатами, и с теми коллегами, которые приехали.

Всё, что касается цифры, новых технологий, я могу ещё 45 минут рассказывать, что у нас сделано для того, и что мы уже запустили в регионы, где есть материально-техническое оснащение. Мы должны постараться выровнять в течение шести лет к 2021 году возможность платформы, которая вошла в историю, уже вошла, как цифровое образование Российской Федерации, беспрецедентное средство.

Эпизод третий: Спасение (утопление) управляющих - дело рук самих управляющих (проверяющих)

Харченко К.В.: Добрый день! Харченко Константин Владимирович, город Белгород, Институт развития образования. Вопрос такой. Есть хороший закон о защите прав предпринимателей 294-й, а нет закона о защите прав директора школы при контрольно-надзорной деятельности. Вот эта сфера очень важна, потому что директор большую часть времени думает о том, чтобы избежать разных нарушений, и при этом эти нарушения чисто формальные, а наказывают школу рублем, при том, что денег и так нет. Вот логику здесь нужно найти и ввести аналогичные меры, рискоориентированный подход, например, журнал учета проверок и так далее. То есть как предпринимателя защитили, хотелось бы, чтобы были защищены и директора школ. Спасибо. 

Кравцов С.С.: Спасибо за вопрос, но он распадается на две части. 

Первая часть – конечно, если есть нарушения прав на образование в данном образовательном учреждении, я не говорю сейчас про директора школы, про любого руководителя образовательного учреждения, мы, если касается наших проверок, служба по контролю и надзору, мы выявляем это нарушение и соответствующее предписание даем и даем время на его устранение. В частности, по высшему образованию, допустим, принят был закон, что нельзя увеличивать размер платы за обучение больше, чем инфляция. Но некоторые ректора то ли не читали этот закон, то ли не захотели его прочитать, стали нарушать этот закон, и наши проверки восстановили требования закона, и соответствующие предписания были внесены. Это первое. 

Второе. Много проверок, которые проводит не Рособрнадзор, вы это знаете, и мы эту проблему обсуждаем с другими проверяющими органами. Сегодня Министерством экономического развития подготовлен новый законопроект вообще о контрольно-надзорной деятельности, который как раз ориентирован на рискоориентированный подход. Мы со своей стороны уже два года внедряем рискоориентированный подход и как раз проверяем те школы, где либо результаты необъективные, завышают оценки, оказывая медвежью услугу школьникам, либо где результаты низкие, но низкие не для того, чтобы кого-то наказать, а для того чтобы оказать методическую помощь, поддержку, дать программу развития, чтобы школа развивалась. 

Но в рамках вот совершенствования контроля и надзора... И количество проверок, кстати, я на коллегии министерства докладывал, на 15 процентов, вот по итогам прошлого года, наших проверок сократилось, но они стали более точечными. Конечно, нам нужно систематизировать этот вопрос, и я уверен, что в рамках реализации нового законопроекта, и мы сегодня создали у себя соответствующую рабочую группу, как раз вот эти моменты будем учитывать, и те школы, которые работают эффективно, которые показывают стабильно высокие результаты, конечно, должны... эти проверки должны сходить на минимум. Спасибо.

Эпизод четвертый: "О достоинстве и свободе учителя"

Прочтите стенограмму выступления Олега Смолина - бессменного первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Пожалуй, это единственный член Комитета, работа которого традиционно видна, заметна, и достойна высокой оценки.

Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович. Прежде всего, я хочу поблагодарить Председателя Государственной Думы за решение о проведении слушаний и сразу внести два предложения.

Первое. Предлагаю принять не просто рекомендации, но, возможно, постановление Государственной Думы, как документ более высокого уровня.

И второе. Может быть, через год провести аналогичные слушания по проблемам профессионального образования. 

Извиняюсь, некоторые снобы, недавно обозвали российских учителей "неудачниками и серой массой", вместо того, чтобы поклониться российскому учителю за такие результаты при таких условиях труда. (НОП писал ранее о чудо-проректоре РАНХиГС Иване Федотове).

Два слова о свободе.

Несколько учителей, к которым мы обращались с предложением выступить сегодня на парламентских слушаниях, несмотря на то, что им говорили, что Председатель Государственной Думы хочет получить объективную картину, не решились этого сделать, им запретили директора.

Российский учитель занял первое место по количеству времени, которое они затрачивают на бюрократические процедуры. Кстати, по данным того же Общероссийского народного фронта если считать не только горловую нагрузку, но в целом нагрузку учителя, она составляет 68-70 часов в неделю, уважаемые коллеги.

Комитет Государственной Думы подготовил соответствующее предложение по дебюрократизации образования. Ключевые: одна проверка в год не более, не более одной проверки в год, и, соответственно, ещё одно ключевое предложение – это запрет запрашивать информацию, которая должна размещаться на сайтах образовательных организаций. В противном случае, как говорил директор школы из Краснодара на наших парламентских слушаниях, принцип образовательной политики будет такой: "Дети, уйдите из школы, не мешайте реализовывать национальный проект "Образование".

Я поддерживаю Сергея Сергеевича [Кравцова - НОП]. В 90-х увлеклись рыночной идеологией в образовании. Я уверен, что нам нужно, как сказала Ольга Юрьевна, исключать из образования теорию так называемых образовательных услуг. К сожалению, правительство не согласилось с предложением министра, а Государственная Дума с нашим предложением в части законопроекта, но я уверен, что мы должны продолжать работу в этом направлении, потому что теория услуг выхолащивает духовно-нравственное содержание нашей образовательной политики и нашего образования.

Эпизод пятый: "О полярности мнений"

Для понимания существующей полярности мнений о проблемах и задачах в научно- образовательной политике - публикуем стенограмму выступления Ольги Епифановой, заместителя Председателя Государственной Думы (фракция "Справедливая Россия").

Дорогие друзья! 

Сразу о позиции партии "Справедливая Россия" в отношении реформ образования, проводимых в течение всех этих лет в нашей стране. Постараюсь коротко.

Безусловно, реформы в образовании фактически уничтожили единое образовательное пространство страны, нет согласованности учебников, отсутствуют единый по срокам график прохождения учебного материала, дети и семьи становятся заложниками разных программ.

ЕГЭ должен был избавить нас от коррупции приемных комиссий, дать школьникам возможность поступать в отдаленные вузы. Справился ли ЕГЭ с коррупцией? Нет. До сих пор страну сотрясают скандалы и уголовные дела, более того, ЕГЭ переместил затраты родителей в коррупционную составляющую совершенно в другие сферы. 

Фактически ЕГЭ поставил школу на грань, за которой начинается тотальная подготовка к экзаменам вместо прохождения школьных программ. И что касается вузов, теперь вуз не имеет право выбирать себе контингент, за обучение которого отвечает и в связи с этим очень сильно страдают региональные технические вузы.

Реформа больно ударила по региональным вузам, дело не только в том, что она работает как пылесос, вытягивая самых лучших учеников в вузы Москвы, но дело в том, что, получив прекрасно образование, ученики не возвращаются в родные регионы. И выпускник московской Губки или Петербургского горного университета не поедет на шахту в разрез или нефтяное месторождение рядовым инженером сменным или буровым мастером. Аналогичная ситуация с врачами, учителями. А разрушение региональных вузов очень сильно влияет на разрушение региональной экономики. 

Больным стал вопрос самого педагогического образования. Сам факт закрытия или перепрофилирования более 40 педагогических вузов означает не просто неуважение к профессии, отрицание самостоятельного статуса профессии педагога по какому-то ни было предмету. Преподаватель математики – это не плохой математики, преподаватель русского языка и литературы – это вовсе не человек, который закончил филфак, но которого не взяли в аспирантуру, издательство, редакцию. Это мина, заложенная под будущее страны, и только полноценная система подготовки учителей может помочь решить стоящие перед страной задачи, это ключ к будущему. 

Разрушена система профессионального образования. Падение технологической дисциплины на производстве и постоянные жалобы конструкторов, в том числе оборонных отраслей, что у них нет хорошо подготовленных инженеров и конструкторов нужной квалификации, свидетельствует о том, что система профессионального образования от начального до высшего, безусловно, находится в упадке. 

Провалом, безусловно, стала Болонская система, она разрушила традиционную, хорошо продуманную логику подготовки специалистов. Мы получаем бакалавров, которые подготовлены по практике хуже, чем выпускники техникума, а магистров, которые совершенно не знают производства. 

Что вызывает опасения? Это системный очевидный кризис управления. Разделение управления отраслью на три независимых структуры привело к тому, что есть две инстанции, которые отвечают за подготовку специалистов, это Министерство просвещения и Министерство образования и науки [имеется в виду Министерство науки и высшего образования - НОП].

И есть третья организация, которая ни за что не отвечает – Рособрнадзор, но эта организация может контролировать, проводить совершенно непонятно каким образом вписанные в закон проверочные работы, давать аттестацию, давать аккредитацию и так далее. Повторяю, контролирует тот, кто не отвечает за качество работ. 

20 лет непрерывных реформ разрушили саму систему образования и довели её до уровня, угрожающего национальной безопасности страны. Поэтому нужны срочные меры по восстановлению системы образования, ориентированной на интересы страны.

Эпизод шестой - в котором Геннадий Зюганов рассуждает о роли Бабы Яги в образовательной реформе России, тюремных туалетах и о том - стоит ли поднимать ручку, если она упала.

Какой ты учитель, когда у тебя нет нормального жилья, нет возможностей. У меня матушка меня четыре года учила в начальных классах, не ставила пятёрки, говорит: моя задача – научить тебя трудиться и передать лучшие ценности и семейные, и страны. 

Дальше восьмилетка формировала полноценное образование, а дальше старший класс. По начальным классам мы по-прежнему в первой пятёрке, по восьмилетки мы в принципе в десятке. А дальше всё идёт резко вниз с этой "бабой Ягой", которая готовит идиотов, неврастеников и язвенников. 

Кому-то из вас не понравится – это ваше дело, но я вот сейчас каждый день сталкиваюсь с этим, и вы не увидите ни одного родителя, который бы не переживал. Я, например, не предполагал, что могут быть экзамены, при которых ты ручку уронил и не можешь поднять. Тебя надо обязательно провожать в туалет. В тюрьме не провожают в туалет. И надо обязательно – не можешь форточку открыть. Понимаете, надо не доводить любое дело до идиотизма, надо уважать школьников, уважать учителя, уважать свой предмет и любить свою страну.

Comments for this post were locked by the author