18 июля 2019 года принят закон № 695427-7 – об уточнении полномочий министерства просвещения и министерства науки и высшего образования после разделения Минобрнауки.
В мае 2018 года президент РФ Владимир Путин преобразовал министерство образования и науки в министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Руководство деятельностью Рособрнадзора осталось за правительством.
Законы о полномочиях Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзора уточняют сферы деятельности и ответственности ведомств с учетом их функций. В частности, уточняется, что полномочия между Минпросвещения и Минобрнауки разделены в части формирования перечней профессий и специальностей среднего и высшего образования с указанием квалификаций и направлений подготовки, положений о практике и ее видов, утверждения порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию, критериев и порядка проведения экспертизы и формы экспертного заключения, а также порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, и перечень таких организаций.
Также закон закрепляет за Минобрнауки полномочия утверждать перечень показателей, критериев и периодичности оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов, согласовывать создание и ликвидацию филиалов государственных образовательных организаций, устанавливать размер стипендий, форму и порядок государственной итоговой аттестации высшего образования и так далее, за Минпросвещения - порядок описания и выдачи медали "За особые успехи в учении", формирование общеобразовательных предметов всероссийской и международных олимпиад и перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.
25 июля 2019 года принят закон № 695456-7 - в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки.
Законопроектом предлагается уточнить полномочия по нормативному правовому регулированию ряда вопросов, осуществляемые Минпросвещения России и Минобрнауки России, а именно:
- установить, что форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, а также порядок и условия предоставления длительного отпуска педагогических работников устанавливаются Минобрнауки России по согласованию с Минпросвещения России;
- предусмотреть, что положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, устанавливаются Минобрнауки России по согласованию с Минтрудом России;
- определить, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются Минобрнауки России в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и Минпросвещения России – в отношении иных педагогических работников;
- установить, что порядок и условия предоставления педагогическим работникам образовательных организаций длительного отпуска сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы определяются в порядке, установленном Минобрнауки России по согласованию с Минпросвещения России.
25 июля 2019 года принят закон № 449359-7 – об экспансии "Сколково" в регионы. Правительственный законопроект существенно расширяет полномочия инновационного центра "Сколково" и дает ему право работать с региональными операторами.
Проект закона был внесен правительством в Госдуму апреле 2018 года. Он предполагает, в частности, создание региональных операторов центра "Сколково". Региональный оператор - российское юридическое лицо, с которым управляющая компания центра планирует заключить соглашение о совместной реализации проекта. Операторы будут в своих регионах предоставлять помещения для участников проекта "Сколково", а также (по согласованию с управляющей компанией) предоставлять иные сервисы и услуги.
Как пояснял ранее, представляя проект закона в Госдуме, замглавы Минфина Андрей Иванов, от расширения "Сколково" экономика РФ будет только выигрывать. "Мы очень надеемся, что модель, при которой инновационные проекты дают такую серьезную экономическую отдачу, будет реализована не только на территории инновационного центра, но и на всей территории РФ, где сложились соответствующие условия, и где есть и будут развиваться новые инновационные проекты", - сообщил замминистра. Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.
10 июля 2019 года принят в первом чтении законопроект № 607448-7 - о совершенствовании практической подготовки студентов.
Данный законопроект, подготовленный депутатами в 2018 году, вносит изменения в ФЗ "Об образовании в РФ". Он подготовлен с целью совершенствования правового регулирования организаций практической подготовки обучающихся. Документом определяется понятие "практическая подготовка обучающихся", а также закрепляются положения о сетевой форме реализации образовательных программ.
Также документ закрепляет за Минпросвещения полномочия по утверждению положения о практической подготовке обучающихся, осваивающих основное и среднее профессиональное образование, а за Минобрнауки - по утверждению положения о практической подготовке обучающихся по программам высшего образования.
Ранее правительство России опубликовало официальный отзыв, где сказано, что законопроект поддерживается с учетом ряда замечаний. В частности, указывается, что в документе необходимо определить ответственность образовательного учреждения, предоставляющего практику, в целях защиты жизни и здоровья обучающихся. Кроме того, отмечается необходимость сохранить особенности прохождения практики для тех, кто получает медицинское или фармацевтическое образование.
23 июля 2019 года принят в первом чтении законопроект № 701078-7 - о допуске студентов к преподаванию в школах без диплома. Правительственный законопроект о допуске студентов к работе в школах до получения диплома о высшем образовании.
В пояснительной записке отмечается, что законопроект был разработан в связи с поручением президента РФ от 2017 года, которое направлено на обеспечение допуска студентов и специалистов-практиков без профессионального педагогического образования к осуществлению образовательной деятельности. Кроме того, изменения в законодательство вносятся в связи с жалобой педагога, уволенного из-за отсутствия педагогического образования.
"Лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в течение периода прохождения ими обучения могут быть допущены к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам", - говорится в тексте законопроекта.
При этом порядок и условия, на которых вводится допуск, устанавливается Минпросвещения, Минобрнауки и Минтруда.
Кроме того, законопроектом устанавливается, что на воспитателей детских садов, принятых на работу до вступления в силу закона "Об образовании" 2012 года, эффективно работающих и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование о наличии среднего профессионального или высшего образования.