Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Проведите научные, разумные реформы в школах России силами ученых и лучших учителей..!

Ситуация в школах вызывает обеспокоенность у всех думающих, честных учителей, родителей, активных граждан.

Прежние ненаучные реформы проведены поспешно и имеют печальные последствия для детей и страны.

Реально в 1 класс приходят в основном дети с различными проблемами (Е.Ямбург озвучивает 80%; мне кажется-больше): ММД (минимальные мозговые дисфункции, т.е. дети не глупые, но определенные участки мозга у них к 7 годам не вызревают), расстройства аутистического спектра, фобии, неврозы, дисграфия, дислексия… Для этих детей нет специальных программ, как, напр., в Германии

Условно здоровым» детям эти программы тоже непосильны для самостоятельного изучения в силу следующих причин : авторы учебников стремятся выделиться, изобрести что-то…, нарушая классические принципы обучения: доступности, последовательности, научности, безопасности., гармоничного развития, воспитания. Авторы не учитывают преобладание наглядно-образного (и действенного) мышления у детей 7-8 лет, а делают ставку в основном на абстрактно-логическое мышление (бесконечные схемы слов, предложений).

Информация зачастую дается детям страшно далекая для них (не учитывая их возрастные особенности) , в большом объеме, очень детализированная, а они еще «близкий мир» не узнали. Напр., в «Букваре»-Эрнест Хемингуей и Эдгар ПО - современные западные писатели». После 2 класса задают читать летом «Белый клык» Д.Лондона, «Маленького принца» А.Экзюпери. (Раньше-после 5 класса). Царит бессмысленная зубрежка или (другая крайность) бесконечные «творческие» работы (по приказу: придумать сказку, загадку, пословицу; рисовать для урока рисования, чтения, музыки, даже физкультуры; сделать кроссворд, шараду…!). Уровень обработки информации завышен. От детей в 1 классе требуют писать отзывы на книги; проекты (фактически они оказываются сообщениями); сложные комплексные работы за недостаточное время… В основном всем этим занимаются родители! Усиливается гиперопека родителей., инфантилизм детей. Учителя тоже вынуждены ради «показателей» подсказывать ученикам на контрольных, тестах, олимпиадах, У детей не формируется вера в собственные силы. Они привыкают ко лжи, показухе. Если родители не могут «сидеть над уроками» или нанимать гувернанток, ученики обречены стать неуспешными. Это социальная дискриминация малообеспеченных семей.

Дети не успевают адаптироваться в школе; насладиться самим процессом чтения, письма, решения, своей самостоятельностью. У них страшная гонка и напряжение с первых недель, постоянные перегрузки. Они сидят в школе до 14.00-15.00 уже в 1 классе, т.к. «дополнительные» предметы (порой излишние и бессмысленные в этом возрасте) выгодны и школам , и учителям; над домашними заданиями 2-4 часа и больше (если делают без подсказок). А еще часто добавляется подготовка к «воспитательным» мероприятиям: смотрам, конкурсам.., выпуску газет… На прогулки, игры, общение с друзьями, обязанности по дому, познание мира, «делание» , свободное мечтание и размышление …времени не остается. Только изучение теории. Если еще родители загружают детей дополнительными секциями, школами, кружками, ребенок превращается в «робота».

В Российском тренинговом центре НИУ состоялся вебинар, посвящённый опыту использования международного исследования iPIPS для диагностики индивидуального прогресса школьников начального звена. Эксперты предложили своё видение проблемы - «Какой он, сегодняшний российский первоклассник?... Выяснилось, что в первом классе дети "неорганизованные" составляют 33%, " нераскрывшиеся"-24%».. Вадим Мелешко "Учительская газета";. (это официальные данные, а реальность, похоже, еще печальнее)..

Проблемы со здоровьем у детей усиливаются с каждым годом обучения!!! Желание учиться пропадает. Когда требуют непосильного, дети перестают делать даже минимальное.

Это только о начальной школе! В старших классах все еще печальнее. Историю зачем-то «пробегают» по вершкам с 5 по 9 кл (несколько учебников за год, один параграф-до 12 страниц); информативная емкость параграфов на уровне вуза уже в 6 классе... непосильно всем детям), а потом якобы «углубляют» в 10-11 кл ( на самом деле-нет). В результате не знают даже главного.

Выпускники не получают в школе самого важного: знания самих себя, понимания др. людей; приемов саморегуляции, развития памяти... законов коммуникации, защиты от манипулирования... (т.е.психологии); логики (построение умозаключений, правила полемики; знания реальной жизни и активной позиции в ней.

Огромный поток информации без обучения оценивать ее по степени важности, умения работать с ней, приводит к формированию "функциональной неграмотности". О ней уже в 2003 году заговорили специалисты после исследований, показавших, что "высокий уровень грамотности чтения: способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы продемонстрировали только 2% российских учащихся.." Дарья Соколова)

Учителя тоже замучены показушной системой: несвободой для реального творчества; необходимостью выполнять все бредовые указы «сверху» (напр., проводить классный час о Бородинской битве в 1 классе в юбилейный год 1 сентября, хотя потребности и возможности детей иные); бесправием; недоверием чиновников; засильем бумаг, отчетов, справок, планов…; обязанностью писать программы по предметам (а что делают в Педакадемии-непонятно); бредовые псевдонаучные планы уроков (отслеживание влияния каждого задания, фразы на развитие ребенка, формирование различных умений и навыков (в простой терминологии), на его воспитание… хотя все понимают, что одно и то же задание может влиять на многое …и такие требования-признак «линейного мышления», а не системного)…; еще учителя для аттестации на высшую категорию должны создавать и поддерживать свой сайт (и к нему тоже четко прописаны списком требования); иметь публикации в СМИ; проявлять общественную активность… На детей сил остается мало…В общем, все учителя совестливые и трудолюбивые страдают от этой системы, созданной «менеджерами-управленцами», (учитель-мученик вряд ли окажет позитивное влияние на учеников), а лодыри и «рыночники» работают лишь для отчетов и их формальная работа большой пользы не приносит.

Реформы в образовании должны разрабатываться без спешки и не чиновниками, а настоящими учеными и учителями-практиками; проходить всестороннее обсуждение и осмысление. Неплохо изучить опыт работы лицеев, работающих по программе «Шаг в будущее» (защита рефератов с элементами исследования для поступления в вуз, а не фиктивные медали); предоставлять ученикам старших классов выбирать уровень глубины изучения разных предметов…

Реентова Ольга Александровна (Отличник народного просвещения, сейчас пенсионерка)

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author