Существуют три основные формы поведения, наблюдаемые уже у животных и претерпевающих существенное развитие с переходом к человеку.
1. Элементарное сенсомоторное поведение. простые формы поведения под влиянием его врожденных потребностей (голод, половая потребность), оно реагирует нужными рефлекторными движениями в ответ на непосредственные внешние воздействия. Восприятие признаков какой либо ситуации пускает в ход врожденные программы поведения. Такие инстинктивные акты поведения сохраняются и у человека, у которого они, однако отодвигаются на задний план.
2. Перцептивное поведение, включает в себя
а) операции наглядного анализа и синтеза,
б) формирование известных двигательных образов, или слепков с окружающей среды,
в) выработку приспособительных актов. прочно закрепленных навыков.
(Не закрепленных навыков, а систему формирования навыков, которая состоит из стадий по Бернштейну. И если придерживаться Бернштейна до конца, то надо во первых сказать, что формирование двигательных образов и слепков окружающей среды это две разных функции, и во вторых выделить уровни регуляции движения. Лурия здесь не выделяет уровни регуляции движения, по крайней мере локомоции и предметные действия для него есть одно. Если же рассматривать это положение Лурии в свете Бернштейна, то возникают как минимум два уровня перцептивного поведения – локомоции и предметные действия. Каждый из них включает в себя свои операции наглядного анализа и синтеза – на уровне локомоций синтез – пространственное поле, на уровне предметных действий синтез – предмет. Выработка приспособительных актов это формирование двигательных навыков. Там где у Лурии просто перцептивное поведение, там у Бернштейна два уровня восприятия и два уровня регуляции движений. Но по Бернштейну еще и два смысла этого поведения – перемещение в пространстве (своего тела и вещей – один смысл, и построение нового мира – другой смысл.). Высшие млекопитающие ориентируются в условиях окружающей среды, задерживая свои непосредственные реакции и формируя предварительный образ действия, который начинает служить ориентировочной основой действия. (Вот и попалась ориентировочная реакция. По Лурии она происходит в результате задержки непосредственной реакции и проходит как формирование предварительного образа действия, который начинает служить ориентировочной основой действия. Ниже Лурия выделяет разницу между ОР и оборонительной реакцией так – при ОР сосудистая и КГР в области головы, при оборонительной реакции – сосудистая и кожногальваническая реакции и в области головы и в верхней конечности. Но главное – торможение непосредственной реакции и поиск дополнительной информации, и действия при этом имеют смысл и цель – добыть эту дополнительную информацию. В животном мире все действия этого порядка быстро (в онтогенезе) затухают, так как по любому поводу у животного по мере повторения ситуаций формируется арсенал готовых реакций. С возрастом ориентировочная реакция становится пережитком, просто не нужна, так как есть готовые схемы действия. Что тут думать, трясти надо. Вот тут то человек и использует подарок неандертальцев – эпилепсию. Ориентировочная реакция, сформированная неандертальцами отличается тем, что при ней тормозится первая фаза стресса, замененная на вагоинсулярную реакцию, приводя организм в состояние созерцания, где внимание рассеяно на множество направлений, но активно на каждом из направлений. Биохимически же это состояние ОР задано не адреналином, а производными ГЛУ, и малышу не страшно перемещаться в пространстве. А для человека важно, чтобы ОР оформилась в возрасте освоения пространства).
В процессе ориентировочно-исследовательской деятельности происходит следующее:
а) формируется задача;
б) создается стратегия деятельности, которая приведет к решению;
в) возникает тактика;
г) выделяются способы решения или операции;
д) возникают контрольные механизмы.
3. Интеллектуальное поведение. Ориентировочно-интеллектуальная деятельность, которая ранее входила в состав всякого поведения, начинает выделяться и становится самостоятельной деятельностью, предшествующей поведению, создающей для него основу.
Интеллектуальное поведение животных носит выраженный наглядный характер. У человека опора не на наглядные образы, а на речевые схемы.
(Вот здесь речь идет уже о переходе с уровня предметных действий на уровень речи. Но не надо забывать, что основу этого перехода заложили неандертальцы, а сам переход сделали кроманьонцы.)
Лурия, А. Р.= Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с. 289