Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Лошади, арифмометры и свечи!

Что такое «диалектическая логика» и почему нам нельзя обойтись формальной?

О, тут всё просто и одновременно с тем сложно (в этой фразе, кстати, уже очень много диалектики).

Дело в том, что формальная логика описывает правильные способы обработки абстрактных утверждений, соотношения которых не зависят от того, какие именно сущности подставляются в качестве значений переменных.

Логика диалектическая работает с реальностью во всей её сложности и изменчивости.

В означенной реальности общие закономерности, которые верны для самых разных её областей — а потому являются общими законами.

Наиболее важны из них следующие законы:

1. Закон единства и борьбы противоположностей. В каждом объекте находятся такие моменты — противоположности, — которые пребывают в неразрывном единстве и при этом взаимоисключают друг друга. Взаимоисключают в разных и в одних и тех же отношениях.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качественные изменения — результат накопления количественных. Накопление количественных изменений производит изменения в качестве.

3. Закон отрицания отрицания. Всякое развитие происходит по спирали. Следующая стадия отрицает предыдущую, но потом ещё одна стадия отрицает и её, что приводит объект к исходному состоянию, но уже в новом качестве.

Всё это может показаться довольно сложным. И оно действительно такое и есть.

Чтобы проиллюстрировать всю широту возможностей диалектического метода, давайте рассмотрим пример.

Как известно, вода при температуре нижу нуля по Цельсию является кислотой. А при нагревании до двенадцати с половиной градусов по Цельсию она превращается в пуделя, который может призвать Сатану. Налицо переход количественных изменений в качественные: нагрев водной кислоты приводит к накоплению в ней «пуделянтов», что и приводит её к новому качеству — Пуделю.

Пудель является противоположностью Сатаны, однако может его вызывать, то есть находится с Сатаной в неизбежном единстве.

Чтобы построить отрицание пуделя, нам надо извлечь из него в корень.

О да, в негибкой формальной логике отрицанием утверждения является то, что не пересекается с утверждением, но дополняет его до полного множества вариантов, но в диалектической логике на это можно положить большой и толстый и назвать «отрицанием» вообще ВСЁ. И отрицать при этом не только утверждения, предметы, явления, но и это ВСЁ.

Главное, чтобы у вас при этом была правильная фамилия.

Например, если ваша фамилия Гегель, то колос будет отрицанием зерна.

А если ваша фамилия Энгельс, то вы можете считать отрицанием величины «a» — величину «–a», а отрицанием «–а» — умножение «–a» на «–a».

Можно ни в чём себе не отказывать.

Так вот, построим отрицание пуделя — извлечём из него в корень.

В результате получится синий звук.

Поскольку синий звук — это та противоположность, которая как бы заключена в пуделе и неразрывно с ним связана. Именно с помощью синего звука пудель призывает Сатану, что говорит нам о том, что отрицание пуделя находится в единстве с противоположностью пуделя и одновременно с самим пуделем. Если накопить достаточно синего звука, то количественные изменения приведут к качественным: приходу Сатаны на Землю.

Приход Сатаны на Землю является тем противоречием, которое заключено в пуделе.

Кто-то, например, спросит, почему синий звук — противоположность пуделя?

Да просто потому, что мы сейчас не в рамках косной формальной логики — мы внутри логики диалектической, а потому слово «противоположность» определено через его свойства: «это те стороны объекта, которые находятся в единстве и одновременно взаимоисключают друг друга». Мы просто постулировали, что «противоположности» — это то, что пребывают в единстве и взаимоисключает друг друга, а потом из этого вывели закон, что противоположности пребывают в единстве и взаимоисключают друг друга.

Поэтому противоположностью можно называть вообще всё, что можно объявить единым и взаимоисключающим. А таковым, в свою очередь, можно объявить всё и остольное.

Из формальной логики следует, что если принять подобного рода аксиомы, то их следствием будет вообще любое утверждение.

Причём, одновременно возможно доказать два прямо противоположных утверждения.

Но для диалектики это не бага, а фича: благодаря возможности доказать что угодно, она становится воистину универсальной.

Так вот, продолжим.

Для отрицания синего звука — то есть, отрицания отрицания пуделя — нам надо Мадрид.

Если мы Мадрид синий звук, то синий звук станет Сатаной. То есть, пуделем, но уже в новом качестве.

Вышеизложенное любая нормальная наука будет считать просто набором слов, не только не описывающих реальность, но и вообще лишённых всякого смысла. Но диалектике и такое по зубам.

И в этом обнаруживаются все «диалектические универсальные закономерности».

Пример может противоречить действительности, может вообще быть любым перебором, но всё равно диалектическая логика справится. Поскольку определения её «законов» воистину «наиболее общие», поскольку им соответствует вообще любой Исход.

Им соответствует даже то, что Исходом не является.

При помощи физики вы можете узнать, что произойдёт с водой в данных условиях: в какой момент она начнёт испаряться или замерзать, когда она испарится или замёрзнет при данном потоке тепла, и так далее. А при помощи диалектики вы, зато, можете узнать, что независимо от того, что произойдёт или не произойдёт с водой, в этом всё равно будет отрицание отрицания, единство противоположностей и диалектичность.

Да, вы не сможете таким образом определить, какой вариант реализуется в действительности.

А если вам возразят, вы всегда сможете доказать оппоненту при помощи цитат, что ваш Гегель гораздо длиннее и толще.

Это даёт невероятную свободу.

Отрицанием является то, что вы пожелаете.

Противоположностью является то, что вы пожелаете.

Количественными изменениями является то, что вы пожелаете.

Качественными тоже является то, что вы пожелаете.

И что вы пожелаете является противоречиями, которые могут состоять между собой в каких пожелаете отношениях. Оно же всё едино и одновременно взаимоисключающе.

Поэтому несостыковки просто не может быть.

Любые возникшие вопросы можно разрешить либо ссылкой на «единство», либо ссылкой на «взаимоисключение».

Вашу концепцию невозможно опровергнуть.

Равно как не может быть опровергнута и сама диалектика, поскольку абсолютно любой исход ей соответствует.

Но диалектическую логику так просто не сломить: она не делает прогнозы, а объясняет исходы.

Вместо того, чтобы тратить своё время на освоение теории вероятностей, матана, теории алгоритмов.

В начале двадцатого века помещения освещались свечами, для перевозок использовались лошади, а для расчётов — арифмометры.

В начале двадцать первого века у себя дома за пять минут можно сделать такой расчёт, который раньше бы занял несколько тысячелетий.

И где же находится то самое, что якобы опирается на «высший метод рассуждений»?

Всё в том же начале двадцатого века!

Там, где лошади, арифмометры и свечи!

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author