Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Остров 10.22 – программа утверждена

В Минобрнауки России состоялось заседание Программного комитета образовательного интенсива «Остров 10-22», которое провел Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.

Участники заседания рассмотрели общую структуру программы, заслушали презентации факультетов и ключевых лабораторий интенсива, а также трека подготовки команд научно-образовательных центров.

«Во время интенсива мы совместим образовательный и проектный модули, чтобы команды не только получили необходимые компетенции, но и подготовили и защитили проекты развития своих вузов и смогли дальше над ними работать на местах. Мы ожидаем, что эти проекты будут реализованы, переведены в практическую деятельность», - сказал Михаил Котюков.

В треке НОЦ будут представлены 16 команд из 7 федеральных округов. На «Острове» они пройдут обучение под руководством представителей Минобрнауки России. Результатом работы должны стать выявление потребностей регионов в технологиях и новых продуктах по приоритетам Научно-технологического развития, определение пула инструментов для реализации предложений в разрезе ключевых мероприятий, включая трансфер технологий, формирование «дорожной карты» деятельности каждого из возможных НОЦ и перечень мер, направленных на привлечение внебюджетных средств для покрытия дефицита финансирования.

В рамках факультета «Сквозные технологии» пройдет 17 лабораторий и 20 мастер-классов от Центров компетенций Национальной технологической инициативы. Участники интенсива получат практический опыт работы со сквозными технологиями, понимание структуры и трендов рынков сквозных технологий, а также решения по организации обучения сквозным технологиям у себя в вузе. Во время «Острова» должны быть выработаны и закреплены договоренности по реализации совместных исследовательских, образовательных и инфраструктурных проектов между вузами и Центрами компетенций. Предполагается, что до 10 таких проектов будут реализованы уже до конца 2019 года.

Обучающиеся на факультете рынков Национальной технологической инициативы вместе с представителями ведущих российских компаний и Инфраструктурных центров НТИ проработают рыночно-ориентированные стратегии вузов, особенности презентации продуктов и проектов венчурным фондам. На факультете будут изучаться методологии поиска и выявления технологических запросов, формирования собственной сети научных партнеров, доращивация «спроса» и «предложения» на технологию, а также упаковки техзапросов и научных предложений. Будет также рассмотрена практика формирования научно-технологических альянсов.

Участникам факультета управления, основанного на данных, предстоит освоить ключевые навыки работы с данными и стать CDO – управленцами по работе с данными – ответственными за организацию деятельности по сбору, анализу, хранению данных и переходу к управлению, основанному на данных в своем вузе. Слушатели, выбравшие роли Chief Data Officer и Chief Education Officer, пройдут двухнедельные курсы с российскими и иностранными экспертами по работе с данными. Основная цель данных активностей – это увеличение количества и качества решений, принимаемых на основе данных, увеличение качества и количества собираемых данных и формирование соответствующих компетенций у слушателей по работе с данными.

Гуманитарный факультет призван сориентировать вузы, куда направить в новых экономических реалиях большие гуманитарные блоки, которые присутствуют в университетах и играют первостепенное значение, например, в педагогических. Работа факультета будет проходить в четырех лабораториях: новой онтологии развития человеческого потенциала, цифрового образования и развития человека, новых гуманитарных практик и индивидуализации и тьюторства. Итогом работы должны стать проекты вузов, объединение университетов в консорциум, разрабатывающий цифровой профиль развития человека и новые гуманитарные практики на основе сбора и анализа больших данных.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1584

Факультет образовательных технологий познакомит команды университетов с лучшими мировыми практиками развития и внедрения онлайн-образования в вузах, персональных траекторий, а также компетенциями, которых сегодня не хватает вузам в части анализа рынка, качественного сопровождения онлайн-слушателей. Обучающиеся вместе с преподавателями из ведущих мировых университетов и цифровых платформ опробуют новые технологии, а затем спроектируют новые форматы образовательных программ, в том числе совместных. Будет дан старт проектам Цифровой экономики в области кадров и образования по апробации модели цифровых сертификатов, формата сетевых магистратур с участием технологических компаний, программ ускоренной подготовки, цифровой модели компетенций.

Принципиальной задачей Лаборатории новых форматов ДПО станет запуск в стране масштабного обучения взрослого населения и запуск федерального проекта «Новые возможности для каждого», который является катализатором рынка ДПО. Участники лаборатории получат пошаговые инструкции, как обеспечить эффективное участие вуза в проекте и получат возможность использовать мероприятия проекта как инструмент поддержки рыночной стратегии по обучению взрослых.

На факультете экосистем и урбанистики участники «Острова» будут изучать особенности развития региональных экосистем вокруг университетов и разрабатывать стратегию взаимодействия университетов с другими ведущими «игроками» региональных экосистем в контексте реализации актуальных федеральных программ (НТИ, Цифровая экономика, Стратегия пространственного развития РФ). Ожидается, что по итогам интенсива участники освоят компетенции прогнозирования регионального развития, создания и поддержания сообществ, работы с физической инфраструктурой кампусов, а также проектирования социальных последствий технологического развития. По итогам работы участники «Острова» подготовят более 20 «дорожных карт» и проектов развития региональных сообществ на базе своих университетов.

Работа факультета технологического предпринимательства и трансфера технологий будет посвящена особенностям предпринимательского образования как источника студенческих стартапов и бизнес-компетенций среди сотрудников вузов, моделям акселерации стартапов, развитию технологического трансфера и форматов кооперации с бизнесом и корпорациями для коммерциализации технологий, а также построению предпринимательской экосистемы на уровне вуза, региона и мира. Вместе с преподавателями участники лаборатории разработают стратегию реализации совместных проектов университетов и бизнес-структур по организации сетевых форматов акселерации и трансфера технологий, развития предпринимательского образования и освоят компетенции в области развития предпринимательства и трансфера технологий в вузе.

Факультет практик будущего предложит обучающимся разработать «дорожные карты» и требования к команде университета по внедрению в образовательную практику сервисов Кружкового движения НТИ, которые способствуют привлечению и удержанию талантов в пространстве университета. Это цифровая платформа «Талант» для отслеживания траекторий участников Кружкового движения в рамках Олимпиады НТИ и других активностей, организация площадки подготовки к Олимпиаде НТИ на базе вуза, обучение наставников проектной деятельности онлайн и другое.

Клубы мышления в первой части «Острова» представят мастер-классы основных российских школ мышления, востребованных с точки зрения развития университетов, которые могут войти в университетские программы. Во второй части мастерские Клубов мышления будут помогать командам вузов решать задачи, которые возникли во время обучения, или с которыми команды приехали на «Остров», с помощью применения различных методик школ мышления.

По итогам обсуждения и презентации факультетов Михаил Котюков отметил, что после «Острова 10-22» команды уедут в свои вузы и будут реализовывать полученные знания и проекты, поэтому важно, чтобы представители каждой команды принимали участие в работе максимального количества факультетов, чтобы потом вместе собираться и делиться полученными знаниями. Комментируя работу факультетов, Министр отметил, что Chief Data Officer и Chief Education Officer должны осваивать перекрестные компетенции, помогать друг другу решать общие задачи.

Одно из важных направлений работы интенсива – расширение возможностей университетов в сфере дополнительного образования. «Но мы должны четко понимать свои сильные и слабые стороны. Если университет не является практиориентрованным в своих программах, то ДПО запустить не сможет, - сказал Министр. - Через отбор на «Остров» прошли лучшие команды, но на интенсиве важно изучить лучшие практики, примеры, практические задачи».

Михаил Котюков отметил, что участники факультета экосистем и урбанистики должны выстроить дальнейшую работу университета и его кампуса как драйвера развития агломерации. «Должно произойти принципиальное изменение поведения, по крайней мере, у тех, кто пройдет это на «Острове», - отметил он. - Образование – это не социальная сфера, образование – одна из самых потенциально быстрорастущих отраслей экономики, с огромным и пока на сегодня не удовлетворенным спросом. Если есть спрос, в образование должны прийти все рыночные инструменты – инвестиционные, с возвратностью финансирования». По словам Михаила Котюкова, кампус может быть частью городской территории, точкой, от которой начнет меняться все городское пространство.

Интенсив «Остров 10-22» продлится 13 дней. Первый день пройдет в формате игры живого действия с погружением команд в проблематику технологического развития. С 11 по 15 июля начнется первая образовательная пятидневка, в рамках которой каждый участник сформирует индивидуальную траекторию обучения, состоящую из лабораторий, мастер-классов, Клубов мышления, визионерских лекций и командной работы. Задача первых пяти дней – сформировать у обучающегося новые компетенции, дать основания для формирования программы развития университетов и НОЦ. 16 июля состоится взаимодействие университетов и НОЦ с широким кругом партнеров, в результате чего должна сформироваться карта стейкхолдеров проектов университетов, выстроиться связи с представителями экосистемы технологического развития, компаниями-участниками Национальной технологической инициативы, представителями бизнеса и регионов.

Вторая образовательная пятидневка пройдет с 17 по 21 июля. Команда вуза или НОЦ получит компетенции и контакты для реализации своей программы развития. Основной формат работы – лаборатории, в которых команды проектируют и начинают реализацию программ развития во взаимодействии с другими участниками экосистемы. В конце интенсива 22 июля участники защитят программы и отдельные проекты по развитию университетов, получат обратную связь от экспертов, синхронизируют проекты в рамках экосистемы технологического развития и сформируют соглашения о дальнейшей совместной деятельности.

https://t.me/scienpolicy/4396

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author