Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Главный вывод – идеи владеют миром. Хорошо, что в Минпросвещения хотя бы часть из них правильные

Министр просвещения Ольга Васильева недавно дала интервью программе Поздняков на НТВ. В нем она описала ту радужную картину, к которой искренне стремится Минпросвещения и его команда. Мы решили описать ее скорее со светлой стороны. Ведь нам всем – родителям и экспертам, журналистам и педагогам – не помешает немного оптимизма.

ЕГЭ
Единый госэкзамен – это огромный социальный лифт для детей из удаленных уголков страны. Также благодаря ЕГЭ удалось искоренить значимый пласт коррупции – при вступительных экзаменах в вузы. Важно подчеркнуть – не всегда «контролируемое» поступление было злом для системы образования или профессиональной сферы деятельности. Очень часто родители талантливых детей банально подстраховывались от сюрпризов – а далее студенты становились учеными, педагогами, изобретателями. И было, в принципе, уже не столь важно – как именно поступал ребенок: благодаря ли только своим знаниям или конверту с неясным содержимым. Однако, в среднем унифицированное тестирование предоставляет больше возможностей, чем ставит ограничений.

Наш давний партнер и оппонент Тина Канделаки выступила недавно с резкой отповедью ЕГЭ. Но, Тина, а вы лично готовы к тому, чтобы ваши дети сдавали не 3-4 экзамена формата ЕГЭ, а 8-10. Ведь школа не может выпустить ребенка без проверки знаний по ключевым компонентам – русскому языку, математике, обществознанию, истории России. А любой университет не примет без перечня из 3-4 экзаменов. Стоит ли обрекать детей на такую пытку? Или лучше поработать над улучшением механизма ЕГЭ?

Цифра
Цифровая школа – это, в первую очередь, про выравнивание возможностей доступа к качественному образовательному контенту для учеников и методическому для учителей. Никто не желает привязывать ребенка к монитору, но важнее то, что он сможет почерпнуть из онлайн-среды за то время, что проводит в ней. Цифровое образование про возможности доступа к драйверам образовательного процесса – от видео-лекций до экскурсий в музеях. Эти возможности достаточно незаметны при обучении ребенка в школах городов-миллионниках, но для малокомплектных школ в малых городах, поселках городского типа и сельской местности цифровое пространство даст качественный скачок на несколько порядков в вопросах сопричастности ребенка к изучаемым предметам и явлениям.

ФПУ
Позиция Ольги Васильевой заключается в том, что главное – это качество учебников и их востребованность. Перечень призван отобрать наиболее современные и актуальные образовательные материалы для спонсируемого бюджетом предоставления их нашим детям. Министерство просвещения стремится минимизировать бизнес-интриги в этой сфере, а если от них уйти невозможно – акцентировать внимание на качестве учебной литературы.

ФГОС
Основная мысль – равный доступ любого и каждого ребенка к гарантированному государством уровню и качеству образования. В малокомплектной сельской школе в глубинке страны или в мощном образовательном столичном центре – везде должен быть гарантированный данный базовый уровень. Это является шагом не только к единому образовательному пространству, но и к реальному равенству прав всех детей страны на доступное и качественное образование.

Воспитание
Уникальное в Ольге Васильевой – это искреннее стремление не просто к обезличенной передаче знаний ученикам, но к нравственному и этическому «выращиванию» личности. Именно поэтому она долго, настойчиво и часто в ущерб собственным политическим позициям настаивала на включении воспитательных компонентов во все образовательные стандарты. И сложно винить именно ее за многие провалы этой системы – ведь всего 3 года у руля не могут исправить ошибки, заложенные годами (а то и десятилетиями) ранее. В воспитании должны участвовать семья, педагоги и сам ребенок. Без этого союза никакие отдельные усилия не смогут защитить школьников от деструктивных моделей поведения.

Главный вывод – идеи владеют миром. Хорошо, что в Минпросвещения хотя бы часть из них правильные.

https://www.ntv.ru/video/1739620/
https://t.me/scienpolicy/4064
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author