Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Культура прорыва

«Картина мира» Михаила Ковальчука играет новыми гуманитарными красками.

В новом выпуске акцент сделан на культуру, науку и творчество. Фактически – классический вариант Arts and Humanities.

Выбор собеседника на этот раз очевиден и ожидаем – спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Это гуманитарный проект прорыва, которые выражается во взаимодействии естественно-научного и культурного пространства.

Интересно, что Михаил Валентинович все-таки проговорился: ключевая идея всей Стратегии НТР – нехватка ресурсов. Следовательно – наука наукой, но энергетика все равно важнее. Вспоминаем шутку-кредо от М. Ковальчука про электричество и его слова о цифре и рубильнике.

При этом он отмечает, что в научно-образовательной сфере мы «не копировальщики, а пассионарии».

Внешнеполитический вектор остается одним из приоритетных для «группы прорыва» - отсюда особое внимание научной и культурной дипломатии. Отметим, что на поле первой – достаточно много игроков. Вопросы использования науки для дипломатии (и в вопросах политики – в меньшей степени дипломатии для науки) являются одними из важнейших для внешнеполитического вектора прорыва и реализации всего арсенала возможностей «мягкой силы».

Михаил Ковальчук, естественно, не хочет ограничиваться «дипломатией мегасайенс» (но и тут – Россия стала ключевым интеллектуальным и технологическим элементом европейского ландшафта меганауки), а имеет амбиции взять под свое крыло все внешнеполитические научные проявления. На этом поле битвы ему противостоит не только Российская академия наук (недавно получившая данные полномочия), но и связка МИД-МГИМО-Россотрудничество.

Впрочем, относительно деятельности Россотрудничества по вектору науки сложно найти какие-либо достижения – речь скорее идет о том, что этот функционал надо передавать специалистам и чем скорее – тем лучше. В вопросах культуры и образования ситуация несколько лучше, но и в образовательных траекториях отдельные вузы и их представительства действуют намного успешнее, чем Центры науки и культуры Россотрудничества.

Оба собеседника продуцируют антиамериканизм – г-н Швыдкой более аккуратный, а Михаил Ковальчук скорее открытый. Критика со стороны президента Курчатовского института существующего порядка вещей, при котором «золотой миллиард» все больше теряет возможности обеспечить свое безбедное существование, кажется, связано скорее со стремлением войти в него, нежели решить существующие научно-технологические проблемы. И рефреном звучит высказанная обоими собеседниками мысль о том, что цифровизация лишь углубляет разрыв между богатыми и бедными.

При этом Михаил Швыдкой четко выступает за международное (скорее – равноправное и многостороннее) сотрудничество, ну а Михаил Ковальчук – скорее за двусторонние отношения и проекты, где Россия является очевидным лидером (иные варианты сотрудничества не столь желанны).

https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/63741/episode_id/2166549/video_id/2185434

Очень интересны слова президента Курчатовского института совсем по иной, чем вопросы культуры и искусства, теме – суверенизации. Процесс этот, вызванный текущей совокупностью внешних политик ведущих стран, по его мнению, сугубо позитивен. Однако, по своей военной мощи далеко не каждая страна может быть истинно суверенной.

Здесь один шаг до секьюритизации научно-технологических вопросов (в частности, курируемых Курчатовским институтом генетических исследований), что явно будет одной из точек взаимодействия «группы прорыва» (Ковальчуков и Кириенко) с силовым блоком (отношения с С. Шойгу и Минобороны уже выстроены через военный технополис ЭРА).

В этой связи еще раз громко (для нужных ушей) Михаил Валентинович повторил – «мы не бензоколонка, мы энергетическая сверхдержава». И пахнуло ветром памяти из эпохи Суркова.

А за разговорами о доме культуры им. Александрова и рассуждениях Михаила Ковальчука о синтезе и конвергенции гуманитарного и естественно-научного знания четко видны проекты Курчатовского института по вектору НБИКС – природоподобные и конвергентные + гуманитарные технологии.

И между делом – важное замечание по образовательным стратегиям: сейчас резко возрастает ценность интеллекта и творчества. Отсюда – озвученное Михаилом Ковальчуком требование к трансформации системы образования – надо резко усиливать подготовку творческих людей.

Проявления – «Курчатовская школа» и проект Курчатника по непрерывному образованию, который реализуется с 2011 года, в котором уже 37 флагманских школ. Каждая из них – ресурсный центр для других образовательных учреждений. Это вектор по развитию научно-ориентированного среднего образования, школьных лабораторий и более открытому доступу к ним – является параллельным к недавней инициативе РАН и Министерства просвещения по развертыванию «базовых школ».

Михаил Ковальчук достаточно откровенно встает в оппозицию к комплексу реформ «в западном духе», предпринятых в отечественном образовании в последние годы. Это, по его мнению, привело к «выглаживанию» (вымыванию) творческого потенциала нашей образовательной системы: «У нас абсолютно иная психология, логика, идеология».

Задачи ставятся амбициозные – воспитание творческой интеллектуальной элиты. И весьма тесно эти слова перекликаются с идеологией социальных лифтов (для лидеров и проектов), реализуемой на платформе АНО «Россия – страна возможностей», а также в рамках многих мероприятий АСИ.

В своих рассуждениях о духовном (гуманитарном) развитии Михаил Валентинович встает на тонкую грань необходимости выбора собственно духовных (религиозных) векторов из тех нескольких, что представлены в современной РПЦ.

Интересен также вывод о соотношении суверенизации и закрытости – первое никоим образом не обуславливает второе. Многонациональность России (и использование синергии творческого потенциала отдельных элементов) только выигрывает от усиления суверенности. Такие выводы можно сделать по итогам рассуждений обоих собеседников.

Вывод, который мы можем сделать, достаточно интересен: прорыв - это комплексный процесс, в котором нет главного и второстепенного. Необходимая синергия обеспечивается системной работой и взаимодействием с ключевыми участниками (и элитами) по крайне широкому спектру вопросов. От науки до культуры, от школ до мегаустановок, от вопросов безопасности до прорывных исследований - это и есть новое качество социально-экономического развития.

https://t.me/scienpolicy/4013

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author