Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

ЭГИПАН (АЙГИПАН, КОЗОПАН) — МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРООБРАЗ КОЗЕРОГА

Как известно, десятое созвездие Зодиака символизируется козлом с рыбьим хвостом.

По-видимому, оно (как и остальные символы Зодиака) было заимствовано греками из Междуречья, где оно называлось SUHUR.MAŠ2 (шумерск. «Рыба-Козлёнок») и представляло собой соединение символов живущей в водных глубинах священной рыбы сухур (посвящённой богу Энки и символизировавшей в шумерской культуре в т.ч. мудреца) и горного козлёнка [1]. Однако на античной почве, как и все остальные созвездия, оно получило мифологическую интерпретацию и было связано с богом Эгипаном, участником Титаномахии (похода против титанов).

«Обликом он подобен Козопану, от которого и рожден: нижняя часть его тела — звериная, а на голове — рога. Почтен он за то, что вскормлен был вместе с Зевсом, как сообщает Эпименид в «Истории Крита»; он находился с ним и на Иде, когда тот выступал в поход против титанов. Считается, что это он изобрел рожок и вооружил им своих товарищей. Раковина, из которой он сделал рожок, за особый звук называется панической; она и обратила титанов в бегство. А Зевс, завоевав власть, поместил Козерога и мать его, Козу, среди созвездий.

Поскольку раковина происходит из моря, он имеет признак рыбы – хвост» (Псевдо-Эратосфен) [2].

«Это созвездие имеет сходство с Эгипаном, которого Юпитер пожелал поместить среди созвездий, поскольку он был вскормлен вместе с ним, равно как и кормилицу козу, упомянутую выше. Он также первым, по словам Эратосфена, внушил, говорят, врагам страх, когда Юпитер сражался с Титанами, который назвали паническим. По этой причине и внутренняя часть его фигуры предстает в виде рыбы, потому что он бросал во врагов раковины вместо камней» (Гигин. Астрономия, Книга вторая, 28) [3].

Приложение. Литературная обработка мифа об Эгипане советским философом Я. Э. Голосовкером:

«Диковиной была коза Айга, кормилица Зевса, но еще диковиннее был ее детеныш, молочный брат Зевса, по прозванию Айгипан. Нашел он как-то на берегу моря небывалую раковину. Дунул в нее и от радости уронил: такой звук вырвался из раковины. Другой бы испугался, а Айгипан обрадовался. Разлетелись мигом все птицы. Все звери кинулись бежать кто куда. Рыбы и те нырнули на самое дно.

Ну и раковина!

Поднял ее Айгипан с земли, дунул в нее еще раз — и оглох.

Вот и стал он в нее дуть и дуть и до тех пор дул, пока камни в драку с ним не полезли. Осмотрелся трубач и видит: все деревья кругом вповалку лежат, травы стали врастать обратно в землю, и волны удирают скачками от морского берега в открытое море.

Заглянул Айгипан в пустую глубь моря у берега, затрубил в раковину и гогочет: заметались по дну моря всякие клешни, ищут, где бы укрыться, наскакивают, сталкиваются друг с другом, и вот, смотри, рак на рака, пятясь, налезает. Куда ни оглянешься, повсюду так и пялит на тебя глаза разное двурачье, трехрачье, пятирачье...

Ну и звук!

Затрубил Айгипан в облака — и понеслись со всех ног облачные коровы ураганом по небу. Черными стали сивые коровы от бега.

Рад Айгипан. Прискакал на козлиных ногах с раковиной к юному Зевсу в пещеру. Говорит:

— Погоним теперь горных титанов. Дуну я в эту раковину - и пустятся все титаны в бегство.

Как сказал, так и случилось.

Поднял юный Зевс клич в горах. Собирались на клич толпы титанов. Говорит им Зевс:

— Уходите с гор в низины ущелий. Не нужна земле ваша правда. Нужна миру моя сила. Не сойдете с гор сами - без памяти с них сбежите.

Выслушали могучие титаны Зевса. Сурово их племя.

Сказали:

— Наши Грозы-титаниды пострашнее твоих угроз. Хватит на тебя их силы. Мы же с гор взбежим на небо. Не тебе оно достанется. Издревле живут на нем солнечные титаны.

Ответил им трехлетний бог:

— Слепы вы! Но не для слепых моя сила, а для зрячих. Поборитесь сперва с моим молочным братом.

И ушел Кронид.

Тогда приложил Айгипан раковину к губам и затрубил. Как услышали титаны звук раковины, кинулись они слепо в бегство, укрылись в самых низиках ущелий.

Одолел горных титанов юный Зевс без боя. Свободен стал ему путь на небо.

И прозвали титаны Айгипана Страшным Паном.

Вот она, паника титанов!

А в Аркадии прозывали его Страшным Сатиром» [4].

Примечания:

[1] Емельянов В. В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. — СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999. — С. 186-188.

[2] Псевдо-Эратосфен. Превраащения в созвездия (Катастеризмы) // Небо, наука, поэзия. Античные авторы о небесных светилах, об их именах, восходах, заходах и приметах погоды. — М., МГУ, 1997. — С. 77. Электронный ресурс: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/eratosf.htm

[3] Гигин. Астрономия. - СПб.: Алетейя, 1997. — С. 74. — Электронный ресурс: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/gigin.htm

[4] Голосовкер Я. Э. Сказания о титанах. — М.: Детгиз, 1955. — С. 92-93.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author