Правительство внесло изменения в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.
Основные трансформации и сопутствующие обстоятельства
В силу трансформации органов власти и системы управления наукой и высшим образованием произошло слияние ключевого исполнителя по мероприятиям «создания» и «трансфера» знаний и технологий. Теперь за весь этот блок отвечает Минобрнауки.
ФНТП РСХ окончательно приобрела «двуглавый» статус – координатором является Минсельхоз, а за научно-техническую часть отвечает Минобрнауки.
В текст программы (а также функционал Дирекции) интегрировано организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение. Подобные изменения глубоко логичны и вполне вписываются в логику управления и мониторинга по научно-технологическому вектору.
Вместе с тем, подобное повышение статуса и расширение функционала ставит вопрос – насколько оправдано определение подобной организации по конкурсу. Отметим, что сам формат работы гораздо ближе Минобрнауки, чем Минсельхозу, который и определяет Дирекцию по итогам конкурса.
Для сравнения – в ФНТП развития генетический технологий подобные функции возложены на четко определенную в самой Программе головную научную организацию – Курчатовский институт.
А сама программа (учитывая ее научно-технический статус) получила профильного ответственного исполнителя-координатора – Минобрнауки. По схожей модели строится ФНТП развития синхротронных и нейтронных исследований.
Существуют некоторые опасения связка Минсельхоза как государственного координатора (при некотором недостатке опыта в реализации научно-технических программ и проектов) и определяемой по конкурсу организации может содержать в себе определенные риски для всей программы. Не с точки зрения «развития сельского хозяйства» (квалификация Минсельхоза сомнению не подвергается), а скорее как раз с научно- и организационно-технической.
Дополнительным фактором является интеграции ФНТП РСХ в большей степени в научно-технологическое направление – нацпроект «Наука», ГП НТР, ФНТП развития генетических технологий – а не в сугубо сельско-хозяйственное. Минсельхозу и Дирекции необходимо учитывать весь массив требований, содержащихся в этих документах и четко понимать, как Программа интегрирована в эти процессы. И здесь помощь Минобрнауки как профильного ведомства является неоценимой.
Неудивительно, что огромный объем работы выпадает на долю профильного Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки под руководством Вугара Багирова. Именно там осуществляется координация по линии Министерство – профильные научные институты – РАН (в основном – в части бывшей РАСХН). Для выработки КПНИ, естественно, привлекаются сельхозпроизводители и представители Минсельхоза.
Сама РАН интегрирована в мероприятие «создание знаний» в качестве соисполнителя.
Выводы
На данный момент складывается ощущение, что Минобрнауки тянет на себя львиную долю ФНТП РСХ – через формирование комплексных планов научных исследований, работу своих профильных подведомственных организаций, координацию с Российской академией наук. Конечно, при этом Министерство получает не только заслуженные информационные бонусы, но и расширенную ответственность.
Взаимодействие Минобрнауки и Минсельхоза происходит достаточно продуктивно и плодотворно. Главное – чтобы с организационно-технической точки зрения не возникало диссонансов и чрезмерного расхождения точек зрения.
Программа глубоко интегрирована в научно-технологический блок прорыва. Ориентироваться в этих переплетениях Стратегии НТР, ФНТП РСХ, нацпроекта «Наука», госпрограммы НТР и прочих документах — большой вызов для Минсельхоза и определяемой им по конкурсе Дирекции.
http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201905080015?type=pdf