Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

НОЦ – правила поддержки

Правительство приняло Постановление о мерах поддержки научно-образовательных центрах мирового уровня (№ 537 от 30.

04.2019).

Важные обстоятельства содержатся уже в самом тексте Постановления:

1. В 2019 году без проведения конкурсного отбора определяются НОЦ, созданные в Пермском крае, Белгородской, Кемеровской, Нижегородской и Тюменской областях. Однако, сами гранты в форме субсидий будут предоставлены не сразу (при этом не позднее 1 июня 2020 года) – а лишь после рассмотрения программ деятельности Советом НОЦ МУ.

2. В 2020 и 2021 годах будут проводиться полноценные конкурсные отборы (по 5 НОЦ в каждом - следуя содержанию нацпроекта).

3. Результаты реализации программ деятельности НОЦ будут оцениваться каждый год Минобрнауки совместно с Советом НОЦ. Каждый год будут проводиться рассмотрение отчетов, по итогам которого может быть принято решение о предоставлении гранта, его размере, либо отказе и объявлении конкурсного отбора на высвободившиеся средства. Это означает, что потенциально состав 15 НОЦ может претерпевать определенные ротации. Центры могут выпадать из целевой поддержки, которая перейдет другим участникам (в том числе, новым).

Параллельный трек

Факт определения уже созданных НОЦ для первой волны идеологически тесно увязан с поручением премьер-министра Медведева Министерству науки и высшего образования совместно с профильной группой Госсовета под руководством губернатора Новосибиркой области А. Травникова проработать «второй трек» для создания центров – вне мероприятия нацпроекта «Наука».

В этом случае они создаются регионами в инициативном порядке и на первых порах поддерживаются из средств участников и региональных бюджетов. Затем, если их достижения соответствуют целевым показателям, заложенным в нацпроекте, они смогут претендовать на различные формы поддержки из федерального бюджета.

В целом, видны три траектории в создании НОЦ:

1. Центр создается и сразу же подается заявка.

2. Центр создается, функционирует и затем претендует на целый спектр форм поддержки (необязательно именно по мероприятию НОЦ).

3. Подается заявка, и лишь при ее одобрении запускаются механизмы реальной работы. (Не самый продуктивный путь).

Термины

1. Инициатор создания центра – субъект РФ, который разрабатывает программу деятельности центра и подает заявку совместно с университетом и(или) научной организацией. Поддержка программы деятельности НОЦ со стороны региона будет одним из ключевых факторов в конкурсном отборе. Фактически центр ответственности смещен именно в сторону властей субъектов, а конкурсные отборы в значительной степени окажутся «конкурсами регионов», а вероятно – «конкурсами губернаторов и их патронов».

2. Получателем гранта выступает один из некоммерческих участников центра (т.е. не индустриальный партнер, а вуз или НИИ).

3. Совет НОЦ МУ создается из представителей ФОИВов, РАН, ведущих ученых отбирает и координирует деятельность центров. Состав Совета будет значить очень много в вопросах распределения власти и бюджетов.

4. Наблюдательный совет центра – совещательный орган, создаваемый губернаторами из числа представителей органов власти, организаций реального сектора экономики, вузов и научных институтов. Задачи – утверждение программы деятельности, ее мониторинг, утверждение положения об управляющем совете, определение формата работы других органов центра.

5. Управляющий совет – создается наблюдательным советом из числа представителей всех участников НОЦ для непосредственного руководства центром.

6. Программа деятельности – основной документ, содержащий все мероприятия и формы работы центра; целевые показатели и индикаторы.

7. Центр создается без образования юридического лица.

http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201905080044?type=pdf

Правила предоставления грантов – аспекты

1. НОЦ будут служить форматом аккумулирования различных форм поддержки – по территориям опережающего развития, ГНЦ, ИНТЦ, наукоградам, центрам компетенций НТИ, агробиотехнопаркам нацпроекта «Наука», центрам «сквозных технологий» по цифровой экономике, КНТПП, институтам развития.

2. Формы деятельности НОЦ многогранны (выдержка из списка): участие в реализации комплексных научно-технических программ и проектов; создание и функционирование центров развития компетенций для руководителей научных проектов и завлабов (проект «дорожной карты» по этому вектору является обязательным требованием для участия в отборе); разработка и внедрение образовательных программ, реализация программ академической мобильности, предоставление инжиниринговых услуг и т.п.

3. Индикаторы и показатели (в заявке указываются за 3 предыдущих года и целевые значения в рамках реализации программы): количество патентов по приоритетам Стратегии НТР; количество переданных для внедрения конкурентных технологий и произведенной высокотехнологичной продукции (ВП); доля новой и усовершенствованной ВП, количество статей по приоритетам в Scopus и Web of Science (для вузов и научных организаций); доля исследователей до 39 лет; доля работников, прошедших программы ДПО; количество иногородних и иностранных обучающихся; количество новых высокотехнологичных рабочих мест.

Направления расходования гранта:

1. Оплата труда работников участников центра и привлекаемых по договорам лиц.

2. Приобретение оборудования, реактивов, комплектующих, материалов, ПО.

3. Командировки и транспортные расходы.

4. Оплата патентных сервисов.

5. Развитие инфраструктуры центра.

6. Оплата программ ДПО и стажировок (в т.ч., зарубежных) для работников и привлекаемых лиц.

7. Разработка и внедрение образовательных программы высшего и дополнительного образования; академическая мобильности; привлечение молодых ученых и педагогов.

8. Деятельность центра развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий.

Выводы

НОЦ – это не просто одна из форм грантов или субсидий. Это механизм формирования новой институциональной матрицы научно-технологического развития на основе синтеза науки, образования и реального сектора экономики.

Центры должны создаваться по различным траекториям – вследствие поддержки из нацпроекта «Наука», с ее получением на определенном этапе или параллельно.

Метазадачей является создание по всей стране достаточно большого количества НОЦ, которые смогут стать центрами превосходства и прорыва, становясь центром притяжения для широкого спектра форм поддержки (в т.ч. региональной).

НОЦ – основная форма функционирования регионов в рамках нацпроекта «Наука». Формально он имеет лишь федеральный уровень бюджетных трат, но внедряемый формат центров предполагает инициативу со стороны регионов и канализацию их расходов на «софинансирование» нацпроекта. Это не принуждение, но побуждение – более мягкая сила во внутренней региональной политике.

Активность регионов по вектору НОЦ будет лакмусовой бумажкой для определения готовности их руководства к (про)активному включению в реализацию нацпроектов (в целом и конкретно «Науки»). Это определено в качестве одного из важнейших KPI губернаторов (хотя и менее формальных), а также, естественно, руководителей университетов и научных организаций.

Инициаторам НОЦ должен стать один субъект, однако, очевидной является возможность межрегиональной интеграции (не только в результате привлечения вузов и НИИ из других субъектов, но и непосредственного взаимодействия властей).

Эта опция позволяет достичь ряда целей:

1. Ведущие регионы выступают локомотивом для соседей, что способствует кристаллизации научно-образовательно-технологических макрорегиональных кластеров, а также сглаживания региональных дисбалансов.

2. Мощные научно-технологические центры могут поучаствовать (в виде своих вузов и НИИ, а также на уровне региональных властей) в нескольких НОЦ.

https://t.me/scienpolicy/3861

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author