Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Компетенции для прорыва: ученые 2.0

В карьерном росте ученых наступает определенный момент, который требует компетенций совершенно иного рода, чем собственно умение проводить исследования.

Один блок – это вопросы презентации (от умения выступать, до оформления статей), второй – финансирование (оформление заявок на гранты и умение ориентироваться в формах государственной поддержки), третий – проблемы управления (лабораторией, проектом, центром).

Все эти квалификации в различных комбинациях необходимы любому более-менее успешному ученому. Конечно, никуда не деться от профильных – научно-исследовательских навыков.

Решить задачи комплексной подготовки пытаются в различных форматах – от серий вебинаров до сфокусированных программ магистерской подготовки. Об этих вопросах также шла речь на прошедшем в пятницу совещании по вопросам развития кадрового потенциала науки под руководством премьер-министра Медведева.

Об управленческих компетенциях говорила Анна Кудрявцева (лауреат премии Президента для молодых ученых), о подготовке научных руководителей г-н Колачевский из Физического института. Премьер-министр Медведев сфокусировал эти траектории на административной траектории развития карьеры. Однако, это, конечно, некое упрощение.

Необходимость массовой и комплексной подготовки как молодых ученых, так и заслуженных специалистов с целым набором навыков, необходимых для функционирования в современной научной системе, учитывается в рамках развертывания нацпроекта «Наука».

В частности, предполагается развернуть целую сеть Центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий.

Базовыми для них станут научно-образовательный центры мирового уровня как самая комплексная и развитая форма функционирования в рамках всего треугольника: наука-образование-промышленность.

В данных центрах, как сообщая пресс-служба Минобрнауки, будут запущены образовательные программы, направленные на развитие у молодых российских исследователей компетенций научно-исследовательской и инновационной деятельности, навыков подготовки заявок и отчетности в соответствии с требованиями российских фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности и других ресурсных организаций.

Молодые исследователи освоят принципы эффективной организации научных исследований и формирования научных коллективов лабораторий, методологии организации проектной деятельности, правила подготовки статей для ведущих российских и зарубежных научных журналов, механизмы правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, взаимодействия с компаниями высокотехнологичного сектора экономики, способы трансфера технологий, развития межсекторного взаимодействия.

К преподаванию планируется привлекать ведущих ученых и преподавателей научно-образовательных центров мирового уровня, а также высококвалифицированных российских и зарубежных экспертов в сфере исследований и разработок, в том числе представителей организаций и фондов, поддерживающих деятельность в научной и технологической областях, исследовательских центров и подразделений госкорпораций, высокотехнологичных компаний.

К 2024 году обучение пройдут не менее 4000 человек, которые смогут в тесном взаимодействии с исследовательскими структурами индустриальных партнеров эффективно включиться в выполнение научных и научно-технических проектов, реализуемых в ходе национального проекта «Наука» и государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Эти вопросы обсуждались на прошедшем на базе Минобрнауки заседании профильной Межведомственной рабочей группы.

Министерство постепенно берет на себя важные методические и методологические функции в вопросах развития специалистов с комплексными компетенциями. Это важно, поскольку новые условия, темпы и форматы научного процесса требуют качественно иных компетенций не только от управленцев, но и от самих исследователей.

Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1328

https://t.me/scienpolicy/3773

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author