Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Как нарастить кадровый потенциал в науке?

Этими вопросами задавались участники совещания 26 апреля, проведенного под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева на базе МФТИ в подмосковном Долгопрудном.

Краткие итоги мы уже подвели в пятницу. Теперь взглянем на предложения и дискуссию чуть глубже.

Направления

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков отметил три ключевых вектора поддержки молодых ученых.

1. Совершенствование системы аспирантуры – возвращение обязательной защиты диссертации и внедрение в рамках нацпроекта «Наука» грантовой научной аспирантуры (за это будет отвечать РФФИ)/

2. Поддержка перспективных проектов (за это отвечает РНФ и, судя по всему, в этом состоит база ситуативного альянска Медведева – Хлунова: именно Российский научный фонд, по их мнению, должен стать базой для расширения системы поддержки молодых).

3. Открытие новых лабораторий в сочетании с обновлением приборной базы.

Развилки

Президент РАН Александр Сергеев сформулировал ключевые критические точки на пути развития молодого ученого.

1. Школа – необходимо привлечь, увлечь, показать достоинства и необходимость упорного труда. Здесь г-н Сергеев продемонстрировал достаточно серьезную политическую гибкость. Он прилюдно обозначил, что «базовые школы» - они все таки не Российской академии наук, а скорее – работаю в регионах и в их интересах. Так что с этого момента и санкции президента РАН – просто «базовые школы».

2. Студенты 2-3 курсов – они уже демонстрируют определенные таланты, но «большая» наука еще не может их полноценно интегрировать в текущие процессы. Однако, сами студенты именно на этом этапе часто принимают основополагающие решения по выстраиванию собственной карьеры. Нужны специальные программы поддержки для привлечения и удержания их в науке.

3. Аспиранты – научная аспирантура, зарплата, жилье, оборудование.

4. Молодые кандидаты наук – то же, плюс возможность развиваться в более индивидуальном ключе как исследователю и(или) руководителю.

Жилищный вопрос

О нем говорили больше всего. Здесь дуэтом премьер-министра Медведева и президента РАН Сегреева прозвучала грамотная мысль, что наши государственные жилищные программы – это фактор конкурентоспособности России, а жилье (в т.ч., как их продукт) должно служить якорем для закрепления молодежи в науке.

Планируется развивать все три направления:

1. Жилищные сертификаты – Правительство предполагает расширение этого механизма.

2. Служебное жилье – затем либо с выкупом со скидкой (позиция А. Сергеева), либо переводом статуса и предоставлением молодому ученому напрямую (позиция Д. Медведева).

3. Жилищно-строительные кооперативы – формат весьма востребован молодыми учеными.

Планы по «научной ипотеке» пока отставлены – идет поиск иных, более гибких и эффективных механизмов.

Управленческие компетенции

Анна Кудрявцева (лауреат премии Президента для молодых ученых) высказала предложение, чтобы ученые осваивали управленческие навыки. Особенно это важно по двум напрвлениям – открытия все большего количества лабораторий, а также необходимости усиления взаимодействия науки и бизнеса.

Г-жа Кудрявцева выделяет три результата:

1. повышение эффективности траты государственных средств;

2. улучшение качества обратной связи и содержания инициатив благодаря пониманию процессов госуправления;

3. более эффективное взаимодействие бизнеса с учеными, которые бы понимали ключевые процессы в коммерческих организациях.

Дмитрий Медведев засомневался, что всех ученых надо учить языку бизнеса и бюрократии, но отметил крайне важную вещь – необходимость воспитания и обучения целого класса посредников между наукой, с одной стороны, а также бизнесом и(или) властью, с другой. Готовить их он предоплагает все же из научных администраторов.

В этой связи, кстати, с еще большей актуальностью звучит реализуемая в ряде университетов страны подготовка «ключевых исследователей» (PI).

В унисон прозвучало выступление Н.Колачевского (директора Физинститута им. П.Н.Лебедева) о том, что необходимо растить и готовить эффективных научных руководителей.

http://government.ru/news/36519/

Научно-образовательное гражданство

Премьер-министр Медведев активно поддержал давно витавшую в воздухе идею о том, что выпускники (и даже студенты) российских вузов из числа иностранцев должны получить возможность приоритетного и в наибольшей степени упрощенного получения гражданства.

Нельзя сказать, что эта идея полностью свободна от возможных перекосов. Однако, положительных сторон у нее значительно больше – это позволит решить проблему старения населения (демография); усиления кадрового потенциала науки, образования, сферы инноваций; достичь целей по привлечению студентов (экспорт высшего образования).

Нефизическая мегасайенс

Константин Фурсов из ВШЭ еще раз поставил вопрос о том, что меганаука может (уже развивается и должна получить к тому дополнительный стимул) не только в области физики. Он обратил внимание на крупномасштабные исследования в области социальных наук. К этому же можно добавить, например, археологический крымский мегапроект, который активно лоббирует президент РАН Сергеев.

Гранты и лифты

Гендиректор РНФ А. Хлунов, естественно, всячески подчеркивал заслуги своей организации и пытался заработать дополнительные политические очки.

Первое – он достаточно смело обобщил выводы по победителям конкурсов на позиции постдоков с теми, кто теперь претендует на гранты для молодых лидеров (руководителей научных проектов). Как особую заслугу это превозносить не стоит – да, система в рамках «президентской программы» более-менее заработала. Но это и предполагалось изначально. Сцепка работает эпизодически, в рамках буквально трех мероприятий, причем попарно. Говорить о единой системе или «кадровых лифтах» все еще преждевременно.

Второе – г-н Хлунов пытается занять ведущее положение в методических и методологических вопросах по науке молодых, а фактически – по всем вопросам экспертной работы. Обеспокоиться, в первую очередь, стоит РАН, поскольку принципы РНФ противоречат многим принятым в Академии практикам. Также остаются вопросы относительно экспертизы РНФ – она в принципе соответствует ведущим мировым практикам, но на стадии исполнения не всегда прозрачна или гарантирует понятные и адекватные результаты.

Нет обязанностей без прав

Владислав Панченко (председатель совета РФФИ) акцентировал внимание на немаловажных правовых аспектах (хотя, тут скорее даже вопрос в льготах и ширине спектра возможных форм поддержки) – аспиранты имеют намного меньше прав возможностей по сравнению со студентами.

Проблема мобильности (льготных билетов), о которой сказал г-н Панченко, действительно крайне важна. Но не стоит забывать и о совсем приземленных вещах – банальные льготные проездные, скидки в музей и т.п.

Импортозамещение по расходникам

Именно на это Дмитрий Медведев призвал Минпромторг обратить внимание. Ключевым остается вопрос качества, сервисного обслуживания, объемов предложения и сроков. Для целей научно-технологического прорыва, конечно, огульное огораживание и принудительной импортозамещение в условиях недостаточного качества реагентов или других проблем может иметь катастрофические последствия.

Выводы

1. Необходимо комплексно развивать все компоненты научно-исследовательской среды – от инфраструктуры до управления, от бытовых вопросов до системных мер господдержки. Мелочей здесь уже нет – на скоростях и мощностях нацпроектов необходима системная работа. Здесь же может появиться достаточно много сопряжений с другими проектами и госпрограммами.

2. Крен в «физику». Становится все более очевидно – в области политики, управления и ментальности произошел избыточный перекос к «физикам»: засилье представителей точных и естественных наук в руководстве наукой, фокусировка на физических мегаустановках, заимствование преимущественно лексики и понятий из этих областей (те же лаборатории). Все это приводит к тому, что игнорируется широкий пласт общественных и гуманитарных наук, в которых многие процессы идут не совсем так, как у «физиков» (справедливо и для «науки молодых») и могут предоставить некоторые ответы на насущные проблемы.

https://t.me/scienpolicy/3769

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author