Действительно, из уст представителей самой РАН мы чаще слышим критику в адрес кого и чего угодно, чем взвешенный анализ собственных достижений. Не научных прорывов институтов, а труда самой Академии.
В общественно-политическом дискурсе по инерции доминирует позиция, что Академия наук работает эффективно и качественно.
Однако, последние события показали, что это далеко не всегда так (или почти всегда не так).
Вчера наступило время здраво и трезво взглянуть на степень выполнения тех функций, что возложены на РАН – особенно после серьезного их расширения вследствие принятия «президентских поправок».
В частности, Татьяна Голикова обосновано указала Академии на то, что ее представители крайне безынициативны. Они почти никогда не выходят с предложениями, не предпринимают шагов по достижению тех вещей, о которых громко заявляют с трибун и в СМИ, перекладывая ответственность за пробуксовки исключительно на Министерство, Минюст, Минфин, другие ведомства и Правительство в целом.
Оказалось, что Академию не слышат (а такие фразы почти постоянно звучат из уст многих представителей сообщества), не потому, что не хотят или игнорируют, а потому что она сама молчит.
Второй направление, которое требует серьезного осмысления – эффективность работы. Многие поручения Президента ощутимо пробуксовывают, недавняя экспертиза показала – РАН не укладывается в сроки даже при весьма небольших объемах. Что же будет в этом году, когда количество экспертиз увеличится больше, чем в 1,5 раза?
На экспертизу Академии выделяется 30-35 дней – это установлено приказом Минобрнауки о порядке и сроках предоставления в РАН отчетов и проектов планов, а также сроков проведения РАН оценки этих документов и подготовки заключений для организаций, подведомственных Министерству. Сроки получаются весьма сжатые – выдерживать их будет трудно.
Надо отдать должное руководству РАН – особенно президенту Александру Сергееву – есть понимание того, что Академия, условно говоря, находится на испытательном сроке по всему спектру полномочий. Сейчас все институты управления и высшие чиновники внимательно оценивают, насколько удачно и успешно РАН интегрируется в новую управленческую систему. Пока не будет получено впечатление об удовлетворительной работе, никаких дальнейших шагов допущено не будет.
А ключевым после ПФНИ является вопрос нового законе о РАН. И здесь придется повременить.
«Мы должны сейчас показать, что мы эффективно отработаем те новые полномочия, которые нам были даны ранее. Нам дали дополнительные полномочия, и непонятно, сможем мы с ними справиться или не сможем. И, на мой взгляд, нет логики, чтобы сейчас заявлять [о новом законе] <...> Мы должны показать, что мы откликаемся и можем работать по тем полномочиям, которые нам дали», - заявил президент Сергеев на Общем собрании РАН.
Академии наук, ее членам и сторонникам придется привыкать к тому, что никакие былые заслуги (при всем к ним уважении) не являются основой для автоматического продления кредита доверия или игнорирования недоработок в текущей деятельности. РАН придется раз за разом доказывать обоснованность высоких званий (типа «штаба науки»), должностей ее представителей и широких полномочий.
https://t.me/scienpolicy/3718