Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Общее собрание РАН: стратегия Академии

Выступление президента РАН Александра Сергеева было посвящено основным составляющим стратегии Академии не только на ближайший год, но в целом – в рамках реализации Стратегии НТР, нацпроекта «Наука» и научно-технологического прорыва.

Ключевые темы:

1. Вектор развития страны в направлении преодоления технологического отставания.

2. Восстановление целостности функционирования научно-технологического комплекса.

3. Восстановление единства управления научно-технологическим комплексом.

4. Достаточность ресурсного обеспечения науки – средства, оборудование, кадры.

5. Стратегическое планирование в науке

6. Внутренние задачи РАН на текущий период

Мы не будем последовательно излагать выступление г-на Сергеева – затем оно войдет в решения и так или иначе станет доступно. Сосредоточимся на наиболее важных, на наш взгляд, аспектах.

Рывок для прорыва

Основной задаче г-н Сергеев справедливо видит преодоление технологического отставания. Оно вызвано нарушением целостности функционирования и цикла за исключением, например, атомная отрасли и ОПК. В этих вопросах он вполне вписывается в логику прорыва и двух ее локомотивов – «атомки» и «военки».

Различные стадии циклов поддерживаются различными органами или частными институтами, чьи интересы могут не совпадать и быть рассинхронизированы. В итоге получается пресловутая «долина смерти», т.е. разрыв цепочек «наука-рынок» на стадии поисковых исследований –

Региональный вектор

Один из основных лозунгов президента Сергеева – исправление региональных диспропорций «майских указов». Согласно им у ученых (и преподавателей высшей школы) зарплаты должны составлять 200% от средней региональной. В итоге столичные организации получили серьезную прибавку к бюджету, а иные – практически ничего.

Академия наук много раз акцентировала на этом внимание, хотя, понятно, что подобная ситуация характерна для всего бюджетного сектора, охваченного «майскими указами». Выделять ученых и обеспечивать им равную зарплату приведет к следующим проблемам:

1. Вытянуть все зарплаты до уровня столичных – нет средств.

2. Установить единую ставку – несправедливо, дискриминационно к регионам с высоким уровнем и стоимости жизни.

3. Выравнивание может быть произведено только за счет уменьшения зарплат в столицах, которые концентрируют больше половины научного потенциала страны. Это всерьез подорвет научно-технологическую базу страны.

Вследствие этих факторов, а также ряда иных, одно из поручений президента РФ было в итоге снято с контроля. Впрочем, президент РАН Сергеев не успокаивается и пытается снова вынести эту проблему на вид. Прогнозируем, что это будет безуспешно, а избыточная назойливость не добавит ему очков в верхах.

Публикации и оценки результативности

Алесандр Сергеев в этом вопросе, выступая с пессимистических позиций, несколько противоречит сам себе. Его презентация четко демонстрирует не только синхронный рост публикаций во всех квартилях, но и опережающую все остальные квартили динамику увеличения количества в Q1.

Мифы и легенды древней публикационной Руси, которыми часто оперируют представители Академии и чего не смог избежать и сам президент, опровергнуты аналитикой.

Постепенный отказ от наукометрии и переход к экспертным оценкам – это очередной пример демагогии, поскольку у самого г-на Сергеева и Академии нет рецепта, как это сделать. Можно сколь угодно долго выступать по этим вопросам и срывать аплодисменты, но никаких перемен от этого не произойдет.

Материалы: видео-запись https://youtu.be/iE50CJpoA8s

и краткий транскрипт https://scientificrussia.ru/articles/obshchee-sobranie-ran-pryamaya-translyatsiya

Управление

Эта часть выступления была самой интересной. Александр Сергеев четко высказал свою позицию (и стратегию Академии) в трансфере и возможных новых форматах управления страной.

Это линия «ГКНТ 2.0».

На государственном уровне, по его мнению, должно быть обеспечено надведомственное управление всем научно-технологическим комплексом страны – от фундаментальных исследований до выпуска наукоемкой продукции как гражданского, так и оборонного значения. Поскольку все сложнее провести черту между гражданскими технологиями и военного назначения, а зона «двойных» технологий расширяется.

Эта ситуация требует создания единого координирующего органа или курирующего вице-президента [так произнесено - НОП], отвечающего за научно-технологическое развитие страны в целом. Этот надведомственный орган должен заниматься реализацией Стратегии НТР. Прямой аналогией служит система ГКНТ.

В этой связи также стоит отметить сказанные чуть позднее слова о том, что по рекомендацию Совбеза и в рамках исполнения поручения Президента президент Сергеев анонсирует создание в РАН Центра научного обеспечения стратегического прогнозирования и планирования. В поддержку ему – Межведомственный координационный совет по проблемам прогнозирования.

Мы помним недавние громкие заявления г-на Сергеева на заседании научного совета Совбеза и детально разбирали их суть и невысокую степень рациональности.

Теперь, после выступления на Общем собрании можно выделить три ключевых вектора:

1. Линия Совбеза. РАН явно играет на усиление этой структуры (группы Патрушева), а в ее рамках – на повышение роли Научного совета и влияния Академии в нем.

2. Вице-премьер прорыва – вероятнее всего, именно эту идею пытался реанимировать президент Сергеев. Это означает выделение функционала из спектра задач вице-премьеров Голиковой, Борисова и Козака. Нерациональность подобного усиления одной фигуры и практическая нерешимость задачи соблюдения баланса сил и интересов делает данный вариант маловероятным.

3. Вице-президенты как управленческий формат трансфера – это возможно, если Александр Михайлович не оговорился, а проболтался (за ним это водится). Такой формат достаточно резко меняет расстановку сил, поскольку формируется новый слой вице-президентов с соответствующим широким и сквозным функционалом, который по проблемному принципу координирует те или иные задачи. Над, вместо или вместе с вице-премьерами – это еще один серьезный вопрос.

Остается загадкой, чем президента РАН не устраивает координационный совет во главе с системой советов по приоритетным направлениям, совет по ПФНИ, Совет при Президенте по науке и образованию.

Отдельно был затронут вопрос эффективности внутреннего управления Академией. Да, через вопрос о необходимости построения информационной системы, но президент Сергеев четко озвучил пагубность ручного управления, к которому приходится прибегать в рамках координации работы Академии наук. Здесь он явно видит задел не только для координации разновекторных действий групп влияния, но и консолидации собственной власти.

Выборы

Мало что вызывало всегда больший шквал критики, чем непрозрачная система отбора новых членов академии. В числе академиков оказывались бизнесмены с сомнительными источниками доходов, бесталанные члены династий, а высококлассные ученые с мировым именем пролетали мимо РАН. Именно эти скандалы внесли свою лепту и в реформу Академии, и в утверждении властей в ее правильности. Президент РАН Сергеев намерен переломить эту динамику.

«С этой целью предлагается, во-первых, провести выборы этого года на неполное количество освободившихся мест и с сохранением пропорций между отделениями, — сказал А. Сергеев. — Во-вторых, не допускать сужения названия специальности по вакансиям. В-третьих, публиковать в СМИ полный список кандидатов с указанием их основных результатов и достижений, и, наконец, дать возможность всем желающим кандидатам выступить перед полномочными представителями отделений РАН».

Директоры

Александр Сергеев решил сыграть на стороне «партии геронтократов», призвав Общее собрание поддержать его обращение в правительство с целью продлить полномочия с 65 до 70 лет. Конечно, с формальной оговоркой – при отсутствии адекватной замены. И здесь все более откровенно проявляется совместная стратегия оси «РАН – МГУ». Напомним, схожие предложения перед Российским союзом ректоров озвучивал недавно ректор МГУ Виктор Садовничий.

Экспертиза

Александр Сергеев четко понимает, что без эффективного выполнения возложенных на нее функций, Академию наук автоматически начнут всё более отстранять от принятия решений и реализации госполитики.

Он особо подчеркнул, что экспертиза является основной формой деятельности РАН согласно уставу, принятому самой же Академией. И анонсировал резкое увеличение вала работы – с 13 000 до 21 000 шт.

Опасения, что РАН перегреется и начнет срывать сроки и основные мероприятия госполитики у Александра Михайловича явно пристутсвуют. И они имеют под собой серьезные основания

Выводы

Президент РАН четко продемонстрировал стратегические альянсы по двум линиям – МГУ и Совбез.

Он пытался говорить с позиции силы и уверенности, но содержание его слов и действий часто противоречило этой установке.

Александр Сергеев иногда отличается неумением (или нежеланием) слышать то, что ему говорят. Сегодня не только Вячеслав Никонов умудрился поссориться с Татьяной Голиковой, но и президент РАН повел себя странно. В то время как собравшимся вице-премьер четко доложила, что к началу мая вся нормативная база по комплексным научно-техническим программам и проектам, а также работе советов по приоритетным направлениям будет утверждена, он спустя час в своем выступлении, покачав головой, заявил, что на скорое появление документов они не рассчитывают.

Президент РАН Сергеев, судя по всему, сделал ставку на иного куратора научно-технологической отрасли. Однако, стоит напомнить ему, что никаких решений пока что не принято, представителя РАН никто на этот пост не пустит, а с Татьяной Алексеевной и Михаилом Михайловичем ему все равно еще предстоит достаточно долго. К чему допускать такие политические самострелы – остается непонятным.

https://t.me/scienpolicy/3712

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author