Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

СВ. ГЕННАДИЙ СХОЛАРИЙ О ФОРМЕ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ

<...> Свидетельствует и божественный Златоуст в своих огласительных словах. Вот что он говорит: «Ведь не только священник касается головы, но и десница Христова. И это следует из самих слов крещающего, ибо он не говорит: "Я крещаю такого-то", но: "Крещается такой-то", — показывая, что он всего лишь слуга благодати, который предоставляет свою руку, будучи поставлен для этого Духом. А совершает все Отец, Сын и Святой Дух, нераздельная Троица» [1]. Так говорит о Божественном Крещении божественный Златоуст, подтверждая древний обычай Церкви; хотя вы, [латиняне], изменили это и не говорите: «Крещается такой-то», но «Я крещу такого-то» [2].

Сказанное учителем о Божественном Крещении в еще большей степени относится и к Таинству Евхаристии, поскольку этому Таинству не только присуща куда большая полнота благодати, но и яснее [выражено], что [ее источником] является один только наш Господь. Это очевидно из самих слов служителя Таинства: сперва он с глубочайшим благоговением воспоминает слова, обращенные некогда Всеведущим Богом к ученикам, а затем, чтобы и сейчас совершилось искомое [чудо], прилагает молитву и произносит: «Сотвори хлеб сей Телом Своим и сотвори вино сие Кровью Своей».

Этим он словно говорит: «Я приготовил на этом святом Престоле благословенные хлеб и вино, ибо Ты и Твоя благость назначили меня на это — и не более. Лишь Ты один можешь вышеествественным образом пресуществить (μετουσιοῦν) их и претворить (μεταποιεῖν) в Свои Всесвятые Тело и Кровь; ради этого Пресуществления я и совершил все эти приготовления, ибо Ты повелел нам делать то, что зависит от нас, и безо всяких сомнений ожидать предивного Дара, обетованного Тобой».

свт. Геннадий Схоларий. О святых входах и против опресноков, 4. OCGS 3. 201-202

____________________________

Отметим, что данный текст св. Геннадия Схолария заставляет нас считать неверным предположение М. М. Бернацкого, высказанное им в статье «Евхаристия» [3] Православной Энциклопедии, что Схоларий вслед за традиционным римо-католическим богословием считает формой Таинства Евхаристии именно установительные слова Христа. Как кажется, более верно оценивает позицию Схолария греко-католический исследователь профессор-священник Кристиаан Каппес, утверждающий, что «Схоларий отстаивал в точности ту же позицию, что и Марк Евгеник» [4], то есть догматизированное впоследствии в Православии утверждение, что преложение Святых Даров происходит после эпиклезы, хотя свою значимость для совершения Таинства сохраняют и установительные слова Христа.

#patrology@sacredtexts
#easternorthodoxy@sacredtexts
#theology@sacredtexts
#hellenicstudies@sacredtexts
#eucharist@sacredtexts

[1] Свт. Иоанн Златоуст. Семь огласительных бесед (между 389 и 397гг.), 2.26: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/oglasitelny..
[2] см. «Чин христианского посвящения взрослых». М., 2002 (http://agnuz.info/app/webroot/library/6/558/page01.htm): «23. Слова, которыми в Церкви латинского обряда преподается крещение, таковы: "N., я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа"».
[3] http://www.pravenc.ru/text/351651.html
[4] Christiaan W. Kappes. The Theology of the Divine Essence and Energies in George-Gennadios Scholarios. Θεσσαλονίκη, 2018. P. 104.
Tags: #easternorthodoxy, #eucharist, #hellenicstudies, #patrology, #theology
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author