Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Ревнители древнего благочестия

Преемственность культурной традиции обуславливает сохранение мировоззрения, на основе которого эта традиция формируется, так как внешние проявленияцерковной культуры (обряды, священные предметы и др.

) являются реализацией в материальных параметрах бытия накопленного духовного опыта. На сегодняшний день научно доказано, что те церковные положения, которые были защищаемые старообрядчеством, есть древние формы богопочитания, пришедшие на Русь из православной Византии и не содержавшие в себе ничего еретического. В частности, Н.Ф. Каптерев и Е. Голубинский доказали, что обряды, коих держались последователи протопопа Аввакума, не являются следствием различных церковных изменений, но дошли до XVII века в своей целостности и неприкосновенности.(См.: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. В 2 Т. (Репринтное воспроизведение с издания: Сергиев Посад., 1912).; Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. - М., Университетская типография, 1896.) Подобной точки зрения в отношении сохранения церковных обычаев Древней Руси придерживается А.П. Богданов: «Старообрядцы в первоначальном своём виде не возникли в результате Никоновской реформы, но явились лишь представителями принятого на Руси православного обряда» (Богданов А.П. Старообрядцы. // Старообрядчество: история, традиции, современность. №1. - М., 1994. - С. 9). Следовательно, изменения в церковно-литературном пространстве, перемена обряда, давало повод «ревнителям древнего благочестия» обвинить сторонников реформы в отходе от древнерусской христианской молитвенной традиции, а перемена церковных чинов являлась видимым проявлением разрыва с традицией.

Источник: Авторин Р.Ю. Духовные ценности Древлеправославия. - М., 2017. - 200 с.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author