Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Цифровизация высшего образования: проблемы и сомнения

К сожалению, не все в руководстве Минобрнауки видят реальную ситуацию в текущем и среднесрочном тренде по вопросу цифровизации университетов.

Данная публикация на сайте МИСиС очень показательна. Если вы не поленитесь, то найдёте очень много похожих оптимистичных деклараций за последние 2-3 года.

Несколько последних лет на конференциях по цифре в образовании типа EdCrunch (а на каждой бывает руководство Минобрнауки и ректоры топ-вузов) делаются громкие заявления.

Мы хорошо помним выступление Ректора МИСиС Алевтины Черниковой трёхлетней давности о том, что блокчейн-прорыв в высшей школе уже наступил.

А ещё раньше - в 2015 звучали (и затем повторялись как заклинание каждый год) восторженные слова о фантастических перспективах Национальной платформы открытого образования ("Открытое образование") о скором повсеместном распространении этой чудо-платформы, которая заткнёт за пояс не только отечественные Универсариум и Лекториум, но и Coursera с EdX .

"Открытое образование" спустя несколько лет так и не снискало массовое доверие в ректорском сообществе, несмотря на непрерывный PR от столпов высшей школы уровня Садовничего и Кузьминова.

Из года в год на ведущих форумах и конференциях одна и та же группа вузов продолжает публично проповедовать светлое будущее проекта.

Группа на 90% состоит из вузов элитного пула, чьи ректоры несут особые обязательства перед учредителем ввиду их повышенного финансирования (МГУ, СПбГУ, федеральные университеты, вузы из проекта "5-100"), а на 10% - из тех, кого по конъюнктурным соображениям отдельно попросили принять участие (как Чеченский государственный университет).

Среди 30 университетов, подписавших на прошедшем ММСО соглашение о развитии современной цифровой образовательной среды - большинство именно таких. Те, кто в кулуарных разговорах ругают онлайн-технологии в образовании, "цифровое крепостничество" Кузьминова и не понимают, зачем ехать на Остров 10.22 для цифровой "прокачки" управленческой команды, но которые очень хотят попасть в обновленный состав "5-100", заслужить хорошую оценку условного "Андрея Волкова" или получить какие-то особые бюджетные преференции от государства.

За очень редким исключением (ИТМО, МИСиС, ДВФУ и еще несколько уникумов) подавляющее большинство университетов до сих пор относятся к идее частичного перехода на цифровой образовательный контент (тем более чужого, т.е. не собственного производства), как к похвале курортов Северного Кавказа или Крыма. Любят, ценят, знают. И как-нибудь снова приедут. Когда надоест летом Марбелья или Лазурный берег, а зимой лыжи в Италии и Австрии.

"Научно-образовательная политика" фиксирует скрытое раздражение руководителей десятков вузов по всей стране от такого wow-подхода из Москвы к развитию цифры в вузах, находящихся далеко от столицы. Если нашим коллегам в Минобрнауки комфортно чувствовать удовлетворение по вопросу от подписания таких вот деклараций - это их право.

Но нам кажется, что уже давно пришло время для доверительного диалога представителей Минобрнауки (профильных заместителей министра, директоров департаментов и их замов, начальников отделов) с вузовским сообществом.

Причём диалога не в привычном формате, когда ректор/проректор университета ожидает в приёмной опаздывающего с совещания начальника в МОН, а когда на ежемесячной основе и в заранее согласованное время представители Минобрнауки в формате "без галстуков" сядут за одним стол с вузами, и уделят обсуждению проблем и поиску эффективных решений для конкретных университетов столько времени, сколько потребуется.

https://t.me/scienpolicy/3599
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author