Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Госпрограмма НТР

Правительство утвердило государственную программу «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (далее – ГП НТР, Программа).

С принятием ГП НТР прекращается реализация госпрограммы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы.

Постановлением также предписано Министерству науки и высшего образования разработать «механизм управления в области научно-технологического развития Российской Федерации, обеспечивающий повышение инвестиционной привлекательности и эффективности капиталовложений в сфере исследований и разработок, результативности и востребованности исследований и разработок в соответствии с положениями Стратегии», который затем поправками будет внесен в Программу.

Программа является одним из основных механизмов реализации Стратегии НТР и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. ГП НТР скоординирована с (весьма запаздывающим по срокам) Планом реализации Стратегии НТР на 2017-2019 годы.

ГП НТР предусматривает реализацию нацпроекта «Наука» полностью, а также отдельных федеральных проектов и мероприятий нацпроектов «Образование» и «Цифровая экономика».

Ответственным исполнителем является Минобрнауки, участниками – практически все ФОИВы, РАН, Курчатовский институт, РФФИ, вузы правительственной подведомственности (МГУ, СПбГУ, РАНХиГС, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова).

В госпрограмму включены пять подпрограмм:
1. «Развитие национального интеллектуального капитала»,
2. «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования»,
3. «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства»,
4. «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений»,
5. «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности».
Также в госпрограмму входит ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы», одна ведомственная целевая программа, федеральные и ведомственные проекты.

Триада целей программы:
1. развитие интеллектуального потенциала нации;
2. научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике;
3. эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности.

Задачи:
1. создание условий для выявления и развития талантов и профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров;
2. создание условий для повышения уровня капитализации образовательного потенциала населения;
3. получение новых знаний за счет развития и поддержки фундаментальных исследований, обеспечивающих готовность страны к большим вызовам и своевременной оценке рисков,
4. обусловленных научно-технологическим развитием;
5. поддержка всех стадий "жизненного цикла" знаний за счет формирования эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям, создания условия для развития наукоемкого бизнеса;
6. опережающее развитие инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая формирование и реализацию национальных и международных проектов класса "мегасайенс", инфраструктуры информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной высокотехнологичной деятельности с обеспечением беспрепятственного доступа к ней.

http://government.ru/docs/36310/

Целевые индикаторы и показатели Программы:

1. место Российской Федерации в международном рейтинге конкурентоспособности талантов (динамика с 55 в 2018 г. до 49 в 2024 г. и 43 в 2030);
2. место Российской Федерации по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным Организации экономического сотрудничества и развития) (5-4-4);
3. место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов (17-10-10);
4. место Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных (11-5-5);
5. место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на получение патентов на изобретения, поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития (8-5-5);
6. индекс доступности и востребованности научной и научно-технической инфраструктуры и информации (26-35-41);
7. соотношение темпа роста внутренних затрат на исследования и разработки за счет всех источников к темпу роста валового внутреннего продукта (1-1,02-1,01);
8. внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников (в текущих ценах) (1110,2 – 1847,61 – 1840);
9. соотношение объема средств из внебюджетных источников, направленных на осуществление научной, научно-технической деятельности, и объема бюджетных средств, направленных на осуществление научной, научно-технической деятельности (52-60-75);
10. количество крупных международных проектов класса "мегасайенс", реализуемых на территории Российской Федерации (нарастающим итогом) (2-4-4);
11. количество функционирующих научных центров мирового уровня (0-16-16);
12. количество созданных и функционирующих научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики (0-15-15).

Реализация программы предусмотрена в два этапа: первый до 2024 года включительно (зона действия нацпроекта «Наука»), второй – до 2030 года. Отметим, что Стратегия НТР формально действует до 2035 года.

Объем финансирования Программы нарастает с 688 млрд руб. в 2019 году до 1 трлн руб. в 2030-м. Также в программе учтены иные затраты на науку и сумма – к 2030 году она должна составить практически 2 трлн руб.

Мы не станем подробно пересказывать содержание госпрограммы – считаем, что эксперты и специалисты изучат ее самостоятельно. Отметим самое, на наш взгляд, важное и интересное.

Подпрограмма 1 «Развитие национального интеллектуального капитала» будет реализована при участии РФФИ. (Ответственным исполнителем программы везде является Минобрнауки). Ключевые показатели связаны с привлечением молодежи и выделением грантов аспирантам.

Подпрограмма 2 «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования» реализуется максимально широким кругом участников. Включает в себя ведомственную программу «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016 - 2020 годах». Цель программы – развитие системы высшего образования и его экспортного потенциала, рейтинговое продвижение отечественных университетов. В ее рамках будут «перезагружены» проекты «5-100», опорных университетов и «Вузы – центры пространства создания инноваций». В частности – будет сформирована сеть из не менее 80 университетов, решающих задачи кадрового обеспечения базовых и высокотехнологичных отраслей экономики, технологического и социального развития регионов. В общем и целом, подпрограмма дублирует нацпроект «Образование» в разрезе федпроекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».

Подпрограмма 3. «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства» реализуются организациями, выполняющими фундаментальные исследования (РАН, Курчатовский институт), а также ФОИВами, имеющими в подведомственности подобные организации.

Подпрограмма 4. «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений». Эта подпрограмма ориентирована на реализацию комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, т.е. является механизмом реализации Стратегии НТР. Сюда же определены все центры из нацпроекта «Наука» - НОЦ мирового уровня, научные центры мирового уровня, центры НТИ.

Подпрограмма 5. «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности». Дублирует по смыслу соответствующий федпроект нацпроекта «Наука», т.е. включает в себя мегасайенс, научный флот, инжиниринговые центры, международное членство России в профильных организациях и журналы.

Программа обеспечивает реализацию основополагающих принципов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, установленных Стратегией, в том числе следующих:

рациональный баланс: предусмотрена государственная поддержка исследований и разработок, направленных как на решение значимых задач в рамках приоритетов научно-технологического развития, так и задач, инициированных исследователями, инженерным и предпринимательским сообществом и обусловленных внутренней логикой развития науки, технологий и рынков;

системность поддержки: обеспечение полного цикла получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создания прорывных продуктов и услуг, трансфера технологий, формирования новых рынков, а также занятие устойчивого положения на них обеспечиваются поддержкой научных, научно-технических и высокотехнологичных проектов на всех стадиях их реализации и возможностью беспрепятственного перехода между такими стадиями;

концентрация ресурсов: сосредоточение интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов на поддержке исследований и разработок, создании продуктов и услуг, необходимых для ответа на большие вызовы, стоящие перед Российской Федерацией, с одновременным созданием механизмов своевременного распознавания таких вызовов;

адресность поддержки и справедливая конкуренция: использование публичных механизмов для обеспечения доступа к государственным инфраструктурным, финансовым и нефинансовым ресурсам наиболее результативных исследовательских коллективов, иных субъектов научной и научно-технической деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности путем установления соответствующих правил доступа к указанным ресурсам.

Важные наблюдения:

1. Основной массив целевых индикаторов и показателей должен быть достигнут за первый этап – за время реализации нацпроекта «Наука» (период прорыва). Далее предполагается либо закрепление данного результата, либо поступательное развитие (скорее инерционное). Ничего принципиально нового и интересного по сравнению с нацпроектами Программа не содержит.

2. Курчатовский институт тенью следует за Российской академией наук. Неудивительно, учитывая, что по генетическим технологиям, а также синхротронным и нейтронным исследованиям (в рамках соответствующих ФНТП РГТ и ФНТП СНИ) Курчатник уже перехватил повестку у РАН.

3. Высшее образование действительно интегрировано в научно-технологическое развитие (и Программу). Однако, глубинные пересечения не слишком детально прописаны и соответствующая подпрограмма как была самостоятельным федпроектом другого нацпроекта – не «Науки», а «Образования» - так несколько обособленной и остается. Впрочем, некоторая перетасовка мероприятий относительно нацпроекта «Наука» и расширение их перечня делает интеграцию более системной. Напомним, что сам факт включения высшего образования в программу по науке – это уже достаточно серьезный шаг вперед. В разделе «Приоритеты и цели» (страница 42-53 внутренней нумерации Программы) больше страницы (47-48) уделено внимания именно этим вопросам.

4. Дальневосточный регион получил ряд профильных мероприятий, а также аж две страницы (48-50) детальной росписи своего грядущего опережающего развития. Персонально ДВФУ получит государственную поддержку программы развития регионального центра компетенций на своей базе. Это единственный индивидуально поименованный вуз в разделе «Приоритеты и цели», а также фактически во всем перечне мероприятий и программ (Приложение № 2). Это лишний раз подчеркивает высокую значимость ДВФУ и связанных с ним проектов.

5. Силами РФФИ будет развиваться институт научного наставничества (основное мероприятия 1.4). Будут сформированы эффективные механизмы передачи опыта и системы материальных и нематериальных поощрений опытных представителей научного сообщества. (Все же надеемся, что материальные будут преобладать и раздачей вымпелов «Передовик научного наставничества» дело не ограничится. А вообще – очень трендовое мероприятие и резкое увеличение веса РФФИ).

6. Он же (РФФИ) будет отвечать за журнальное направление – продвижение отечественных научных изданий в международные базы данных. В этом свете неудивительна повышенная активность вице-президента РАН Алексей Хохлова, который, очевидно, хочет перехватить повестку для себя и Академии. Однако, необъяснимым остается молчание представителей РФФИ – председателя совета Фонда Владислава Панченко и директора Олега Белявского. Кстати говоря, РФФИ сильно тяготеет к «группе прорыва» - в этом еще одна причина разверчивающейся «битвы за журналы» с участием РАН.

7. Программа фундаментальных и поисковых научных исследований Российской Федерации должна быть внесена в Правительство в декабре 2019 года. У нас складывается ощущение, что РАН опять не успеет.

8. Тогда же планируется утверждение первой очереди комплексных научно-технических программ.

Вывод. Госпрограмма НТР – крайне востребованный инструмент комплексного развития в рамках научно-технологического прорыва. Она не лишена определенных недостатков, однако, является первой госпрограммой, изначально адаптированной под нацпроекты, что добавляет ей динамизма. Ключевой вопрос – а что важного будет с 2025 по 2030 годы. Однако, на него ответ стоит начинать формулировать тогда, когда станет ясна динамика реализации нацпроектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика».

https://t.me/scienpolicy/3497
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author