Об этом в интервью «Учительской газете» рассказала Елена Шмелева.
Озвучим ключевые мысли, лишь расставив акценты комментариями.
Елена Шмелева выделяет четыре компонента образования эпохи прорыва:
Во-первых, суть образовательной деятельности должна состоять не в научении, а в выявлении и раскрытии талантов каждого ребенка. Общее школьное образование должно быть объединено с системой дополнительного образования.
Во-вторых, такая система требует существенной корректировки логики нашего взаимодействия - необходимо согласованное участие всех заинтересованных сторон: федеральных, региональных, муниципальных властей, образовательных организаций и организаций дополнительного образования, организаций высшего образования и исследовательских институтов, предприятий реального сектора. Только так можно выстроить принципиально новую межведомственную и междисциплинарную среду.
В-третьих, эта система требует от нас корректировки управленческой и правовой моделей. Развитие образовательных систем - это общая задача для государства, науки, бизнеса, всего общества.
И, в-четвертых, для этого мы должны крайне взвешенно подойти к разработке новых образовательных стандартов.
Подобная работа требует новых систем и моделей управления. Под данные задачи будет затачиваться ОНФ, сопредседателем Центрального штаба которого является г-жа Шмелева. Отработке механизмов управленческого взаимодействия посвящены обсуждения в рамках президиума Госсовета (ждем профильных по «Образованию» и «Науке»), а также в рамках правительственных форумов (успешно воспринявших «кремлевскую» модель).
Конкуренция - это всегда осознание и развитие принципиальных смыслов.
Формируемая образовательная система – единая, но конкурентная. Однако, она имеет четкую идейно-концептуальную базу. Остается задача по стыковке форматов – непосредственно в новом учебном году встанет вопрос по интеграции «базовых школ», создаваемых Минпросвещения и РАН в общую систему.
О системности, кстати говоря, Елена Шмелева говорила, пожалуй, больше всего - 27 упоминаний за свое интервью, о талантах (для сравнения) – 22, но важнее всего прозвучавшая 14 раз среда. Именно формирование открытой среды для стимулирования открытости новому и раскрытия талантов детей посвящена та работа, что происходит в Сириусе и в лучших ее проявлениях тиражируется на всю страну.
Если говорить детям: «Сидите тихо и глупых вопросов не задавайте», никакого научно-технологического прорыва не получится.
Неявной целью прорыва, нацпроектов и даже политического трансфера является формирование «нового россиянина». И начинаться оно должно с ранних лет. Проактивность, стремление раскрывать свои таланты, приносить пользу обществу и стране – эти качества лежат в основе и волонтерских проектов, и системы работы с талантами в «Сириусе». Важно не принуждение, а стимулирование, не дрессировка, а воспитание.
Образование и школа всегда должны соответствовать социально-экономическим задачам, решение которых позволит России обеспечить свою глобальную конкурентоспособность, устойчивое развитие. Образование - это база, фундамент для индивидуальных и желаемых социальных лифтов, равно доступных для каждого члена общества.
Непрерывное обновление становится главной функцией образования – этот вывод вынесен в подзаголовок интервью. Однако, не менее важен ракурс, получаемый переменой мест терминов – Непрерывное образование становится главной функцией обновления.
Сейчас перед образованием стоят нелегкие задачи – прививать не только знания, но и soft skills, готовить не к конкретным профессиям, а к динамично меняющейся сфере труда, гарантировать равные возможности и единое пространство, при этом раскрывая таланты и уделяя особое внимание самым одаренным.
«Сириус» становится одним их ключевых элементов системы образования, а его глава – Елена Шмелева – все активнее шагает к управленческим вершинам и становится одной из главных фигур по «образовательному прорыву».
http://ug.ru/archive/78359
https://t.me/scienpolicy/3475