Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Образование в поселениях Родовых Поместий

Доклад на Научно-практической конференции «Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации, повышение уровня и качества жизни населения, на примере поселений, состоящих из Родовых поместий» в СПб 28-29 марта 2019 г.
Жизнь поселения Родовых Поместий сильно отличается от городской своей размеренностью, естественностью и природосообразностью, долговременностью, продуманностью, сезонностью, многодетностью и семейственностью как в самом поместье, так и во всём поселении. На последнем хотелось бы остановиться подробней, т.к. именно она (семейственность) и ложится в основу предстоящего изменения системы образования детей, а значит, будущего не только поселений, но и нашей страны, и, вообще, всей планеты.
20 лет существования поселений – слишком малый срок, чтобы говорить о конкретных тенденциях и давать долгосрочные прогнозы. Тем не менее, я считаю себя вправе попытаться это сделать как мама двоих уже взрослых детей, один из которых был на семейном образовании с первого по последний класс, бабушка 8-летней внучки на СО, как ст. преподаватель Российской АКПиПРО (Академии повышения квалификации учителей) в прошлом, как организатор и соорганизатор более чем 10 родительских и семейных клубов в Москве и Подмосковья, как автор программы альтернативного образования, как проведшей сотни семинаров для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей по всей России. До переезда на землю я вела в Москве Родительский Клуб для жителей поселений, в течение последних 10 лет езжу с семинарами «Сотворение семейной школы в поселении Родовых Поместий» по России. В результате вижу на практике реализацию образования и воспитания с разных сторон: как мама/бабушка, как педагог и преподаватель, т.е. представитель государственной системы образования, как автор своей программы родительско-учительской школы, как организатор поселения Родовых Поместий и его житель со стажем.
Жизнь поселений Родовых Поместий только набирает обороты. Она заставляет полностью пересмотреть своё отношение к семье, семейным ценностям, воспитанию и образованию детей и самих родителей. С нашими городскими мерками происходит серьёзная трансформация. Для одних неудовлетворительное положение с образованием и здравоохранением в стране являются главной причиной ухода жить на землю, для других – наоборот, тормозом, т.к. проблемы не могут быть решены привычными для городских жителей способами. Не все готовы взять ответственность за себя и детей на себя. А жизнь в поместье требует именно этого.
Давайте рассмотрим, какие идеи объединяют жителей поселений Родовых Поместий:
- самообеспечение экологически чистыми продуктами питания,
- выход на здоровый образ жизни в здоровой во всех смыслах среде,
- формирование разнообразного природного самовосстанавливающегося биотопа,
- возрождение исконных семейно-культурных традиций на основе любви, взаимопонимания, доверия, согласия, взаимодействия, поддержки,
- формирование в поместье атмосферы Малой Родины для рода и мн.др..
Итак, маленький экскурс в образование в поселениях. На данный момент дело с воспитанием и обучением детей складывается следующим образом. В первую очередь, упор делается на оснащении детей школьной программой. Пути достижения этой цели:
Дети поселений учатся в школе в ближайшем населённом пункте.
Дети учатся дома, будучи на семейном образовании. Занимаются с ними родители самостоятельно или переводят детей на интерактивное обучение по интернету.
В поселении организована Школа силами педагогов-жителей поселения и родителей. Обычно используются новаторские методики: Ш.Амонашвили, В.Жохова, М.Щетинина, «парное обучение», «широкополосное обучение», вальдорфская школа, методика М.Монтессори, «ноосферное образование», «ментальные карты», методики Н.Зайцева, «ментальная математика», проект С.Граля, аунскулинг, уклад семейной жизни семьи Б.П. и Л.А.Никитиных и мн.др..
Сейчас набирает силу новая тенденция проводить мероприятия с интенсивными погружениями в определённую область знаний, школьный предмет, даваемые за короткое время. Это очень удобно и перспективно. Есть педагоги, которые могут не только проводить такие погружения в разных поселениях и лагерях, но и даже научить родителей составлять программы самостоятельно («Эффективное обучение» учителей поселения Есенинская Слобода, «Живая Школа» Н.Силёнок, опыт школы поселения Ковчег и др.), что на данном этапе развития поселений особенно ценно.
Все эти формы решают задачу наполнения детей ЗУНами (необходимыми знаниями, умениями и навыками) согласно ФГОСов (гос. стандартов), позволяющими удовлетворительно сдать промежуточные аттестации, ОГЭ и ЕГЭ на выходе из школы и быть готовыми к поступлению в профильные вузы страны.
Параллельно существует направление, которое в системе образования принято называть дополнительным образованием. Это то, что родители могут дать своим детям сверх школьной программы. В большинстве действующих поселений со стажем есть самые разные творческие семейные кружки: спортивные, музыкальные, театральные, ремесленные, народные (календарная совокупность обрядов: народных игр, хороводов, праздников, кулинарии, одежды и мн.др.), философские, исследовательские в сфере научно-прикладных направлений науки... Но не все из них согласуются с философией жизни поселений.
Теперь главное! Принятые в системе основное и дополнительное образование не учитывают специфику поселений и не могут быть взяты их жителями в чистом виде. В поселениях, спустя два десятилетия жизни на земле, актуализируются такие направления, как:
- формирование соответствующей субкультуры, отличной от городской и деревенской, в частности: естественный образ жизни, любовь к природе поместья, поселения, своего края, Родине. В поселениях не пьют, не курят, не употребляют спиртное и другие наркотические вещества, не используют ненормативную лексику, не выращивают животных на убой,
- воспитание нравственных качеств: открытости, честности, единения, взаимоподдержки, согласия, взаимодействия (кооперантности), уважения к старшим, справедливости, ответственности, пытливости, стремления к повышению культуры и творчеству, своему духовному развитию,
- выявление предназначения и ранняя профессиональная ориентация широкого профиля в сторону хозяйствования на земле непромышленными природосообразными способами, возрождение ремёсел и прикладного творчества,
- принятие долгосрочной ответственности перед потомками за своё здоровье, образ жизни, действие/бездействие, за созидающую направленность своей жизни,
- этика и культура семейных отношений, семейно-педагогические навыки, передаваемые детям как культурное наследие,
- переход от конкуренции за лидерство в семье, поселении, творчестве, общении, решении задач – к сотрудничеству и взаимодополнению…
Таким образом, самой удачной и естественной формой обучения оказалось «семейное образование», которое родилось (вернее, возродилось) в России и стало весьма популярным за несколько лет до массового переезда городских жителей в поселения Родовых Поместий. Оно, как ни какое другое, подходит для детишек в поселении. Родители сами выбирают форму взаимодействия с детьми. Организация обучения дома не копирует классно-урочную схему школьных занятий. У родителей появляется возможность подстроиться под индивидуальные особенности своих детей, под ритм жизни, учесть их предрасположенности и предпочтения, передать культурные ценности и школьные знания наиболее естественным образом…
Но есть в этом направлении и свои проблемы. Родители в подавляющем большинстве своём – бывшие горожане с высшим образованием, которые сами провели детство с родителями в городе, учились в традиционной школе. Они и несколько поколений их родителей росли в двух мирах: один из них есть мир взрослых с посвящением себя профессии, карьере, необходимости львиную долю своей жизни посвящать заработку…), другой – детей в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования. И, несмотря на то, что жители поселений выбрали другую модель жизни, внутренние отношения к себе, своей семье и окружающему пространству, привнесённые из детства, продолжают оставаться прежними. Взрослые, имеющие педагогическое образование и/или опыт новаторских школ, обладают определённой долей недоверия по отношению к «ничего непонимающим в педагогике родителям» и правом решать за них. А те, в свою очередь, с покорностью снимают с себя ответственность за своих детей и перекладывают на профессионалов, которые (см. выше) тем самым продолжают увеличивать разрыв между мирами взрослых и детей и готовить их лишь к сдаче аттестаций, ОГЭ и ЕГЭ, т.е. к поступлению в вуз и узконаправленной специализации в урбанизированном мире. Заметьте, ни слова нет о воспитании, о нравственности, об укреплении института семьи и рода, об объединении жителей вокруг определённых задач, стоящих перед поселением, о формировании согласия, единения и долгосрочных планов развития его и т.д.!
Всё больше жителей поселений приходят к тому, что воспитание становится более важной задачей в образовании детей, чем обучение и получение диплома о высшем государственном образовании. Более того, живя в естественном пространстве и, занимаясь с родителями совершенствованием среды обитания, знания об этом мире становятся не менее значимыми, чем указанные во ФГОСах, поскольку они актуальны, целостны и своевременны... Все школьные дисциплины присутствуют вокруг детей с самого факта их появления (и даже раньше), ждать перехода из дошкольного возраста в школьный, из класса в класс становится совершенно необязательно. В результате дети учатся быстрее, полнее, естественнее, радостнее, эффективнее… Схемы организации учебного процесса разрабатываются родителями с учётом индивидуальных особенностей детей и культурных ценностей семей и поселения. Среди рекомендованных:
· Составление индивидуальных ментальных карт, совместно разрабатываемых для каждого предмета в малых разновозрастных группах. Этот процесс хорошо сочетается с погружением в предмет, результат может быть использован при сдаче промежуточных аттестаций.
· Совместное самостоятельное изучение дисциплин под неназойливым, но чутким руководством взрослых. Результатом могут стать итоговые доклады на научных конференциях одного и нескольких поселений. Опыт показывает, что эти доклады весьма позитивно принимаются учителями-предметниками школ, где дети устроены на семейное образование.
· Участие младших детей в разработке проектов в группе более старших способствует приобретению навыков совместной творческой работы. В качестве примера, семеро ребят и девушка от 11 до 18 лет получили задание от взрослых. Оно заключалось в следующем: надо было рассчитать точку росы для перекладки кирпичной печки в общем одноэтажном доме площадью 108 кв.м. с высотой потолков 3 м и составить проект новой печки с учётом использования старого материала. Ребята справились за неделю, место и длительность встреч определяли сами. Самый старший из них определял задачу на встречу и лишь следил за ходом мысли, направляя её. Взрослые проект восприняли очень серьёзно, доработали с разрешения «авторов» и все вместе воплотили в жизнь. В перекладке с большим удовольствием участвовали и проектировщики всех возрастов.
· Таким дисциплинам, как чтение, русский язык, математика, музыка, рисование и, тем более, окружающий мир, технология (шитьё одежды, приготовление пищи, изготовление изделий из дерева и мн.др.) и ОБЖ всегда есть место в жизни и труде – в своём доме, огороде, лесу, саду, на общих территориях, в домах друзей-соседей, в общем доме... Очень способствуют формированию ЗУНов семейные чтения, поселенский театр, хор, оркестр музыкальных инструментов, подвижные народные игры, подготовка и проведение праздников. На этих занятиях происходит объединение предметов в жизни, на первый план выходят межпредметные связи, формируется целостная картина мира, происходит безоценочное раскрытие души, закладка истинных ценностей.
· В некоторых поселениях оформляют «мотивационный» школьный стенд в общем доме, на который нанесена таблица с фамилиями-именами детей поселения и основными главами дисциплин в текущем классе. Темы, сданные учителю поселения, подготовленные к аттестации и уже сданные в школе закрашиваются самими учениками карандашами определённых цветов. Таким образом, сами дети, родители и все жители поселения имеют возможность отследить успеваемость.
· Перед сдачей аттестации дети проходят «репетицию» предстоящего процесса с учителем-предметником поселения. После активного участия в описанных выше мероприятиях детям остаётся усвоить правила сдачи экзаменов – как оформлять письменную работу, заполнять экзаменационный лист, отвечать на вопросы, как вести себя на экзамене. Это отрабатывается достаточно легко и быстро.
· При необходимости сдать ЕГЭ подготовка к экзаменам происходит так же, как и в городской школе, путём проработки тестов с учителем поселения или виртуальным по интернету в необходимом для конкретных детей темпе и объёме. Благо, учителей в поселениях много, и в интернете сейчас в подобных предложениях недостатка нет.
Организация такой работы над обучением и воспитанием детей требует от родителей соответствующей подготовки. Чтобы воплотить такое образование в жизнь, нужно явить образец счастливой жизни для подрастающего поколения. А это значит, что родителям нужно стать гармоничными, активными, позитивными, ведущими здоровый образ жизни, счастливыми, открытыми знаниям и новому опыту жизни на земле, духовному развитию, готовыми к объединению с соседями для решения задач поселения и общего развития.
Как же мы учимся жить по-новому, удовлетворяя не только гос. стандарты, но и тот образ жизни, который ведут жители поселения Родовых Поместий:
Мы, родители-педагоги берём на себя ответственность и становимся заказчиком на образование своих детей, с лихвой перекрывая гос. стандарты.
2. Изучаем наследие и опыт известных педагогов-новаторов и психологов и берём из него то, что согласуется с нашим вИдением.
3. Мы готовы меняться, находить для этого время и средства.
4. Учимся объединяться семьями для решения этих задач в согласии и взаимодействии.
5. Формируем образовательную среду в поселении на полном родительском самоуправлении.
6. Переосмысляем содержание школьного образования и пропускаем его через семейную жизнь в поместье и поселении.
7. Учимся чувствовать предназначение своё (взрослых) и детей в жизни семьи, рода и поселения. С учётом этого составляем для себя и каждого ребёнка гибкий, разновариативный образовательный маршрут.
8. Объединяем воспитательные и образовательные задачи в систему мероприятий в поместье и поселении, формируем банк развивающих коллективных задач.
9. Совершенствуем среду своего обитания вместе с детьми своими и соседскими (пермакультура, ландшафтный дизайн, экоживотноводство, естественное пчеловодство, научные изыскания в науке и технические изобретения для экологичного хозяйствования в поместьях, экономика поместья и поселения, здоровый образ жизни и мышления, мастерские прикладного творчества, организация праздников, фестивалей, конференций, мастерских, тренингов, общепоселенских работ по благоустройству территорий и мн.др.).
10. Готовимся и проводим значимые события семьями, в согласии и взаимодействии рассчитываем всю логистику и формируем артели по производству экологически чистой продукции и результатов творчества.
11. Изучаем школьную программу и готовимся к принятию экзаменов у детей поселений как по школьным дисциплинам, так и в кружках дополнительного образования.
12. Готовимся заменить оценку усвоенных знаний на оценку достижений, конкретных дел и перспектив проектов…
Вывод из всего вышеизложенного. Для организации школы в поселении Родовых Поместий недостаточно финансировать проект, найти учителей, построить здание школы и собрать в него детей. Очень важно родителям и учителям быть готовыми к внутреннему развитию и ответственности за свою жизнь, за воспитание и образование детей. Этот длительный и нелёгкий процесс нам придётся пройти всем. Вместе делать это будет гораздо увлекательней и результативней. Впереди нас ждёт кузница подготовки кадров учителей-консультантов по семейному образованию и развитию образовательной среды в поселениях.
Предлагаю объединяться!
Алёна Григорьевна Бояринова,
житель поселения Родовых Поместий Майское Владимирской области,
преподаватель-педагог,
автор программы «Сотворение Семейной Школы в поселении Родовых Поместий»
и проекта Педагогического Института Родительской Культуры.
https://vk.com/rodit_club,
alyonashkola@yandex.ru
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author