Продолжаются дебаты вокруг совместной инициативы Министерства просвещения и Российской академии наук по созданию сети «опорных школ».
Таковых планируется 110, их передадут из муниципального ведения в региональное, а занятия начнутся уже с 1 сентября. Мы детально освещали существующие проблемы и политические измерения данной инициативы.
Президент РАН Александр Сергеев считает, что проект позволит выявить и выделить одаренных детей, которые затем по усложненной программе будут проходить обучение по научно-исследовательским траекториям. В основе подходе РАН – идея о разделении детей на одаренных и обычных. Именно на основе «элиты» предполагается растить будущих ученых.
Проект «опорных школ» вызвал серьезную критику в профессиональном сообществе – среди учителей, ученых, психологов, обычных родителей.
Складывается ощущение, что в основе проекта Минпросвещения-РАН - желание выделить некоторое количество привилегированных школ с отборным контингентом, которые получат масштабное финансирование, а вся остальная система будет банально стагнировать.
Стоит привести мнение Людмилы Петрановской – известного психолога и специалиста:
«К сожалению, смысл предложения довольно циничен. Массам никто приличного образования предоставлять не собирается, слишком умные в сырьевой стране только проблемы создают. Но поскольку у власть имущих тоже есть дети и внуки, а в Англии стало неуютно, им нужно где-то учиться, и для них будут созданы этакие анклавы, как раньше были спецраспределители при парткомах, где будут выдавать особым элитным деткам образование поприличнее. Ну, и способных детей туда тоже брать будут, чтобы создавали правильное окружение.
Все это окончательно превратит обыкновенные средние школы в бесполезное детохранилище. Школы в большинстве своем и сейчас уже не удовлетворяют потребности детей в современном образовании, просто пытаются скучные устаревшие программы и методики впихнуть в детей посредством воплей и угроз. Сортировка еще больше снизит планку».
Конечно, ни президент РАН Александр Сергеев, ни тем более министр просвещения Ольга Васильева не хотят создавать резервации для элиты и отстойники для троечников. В основе их подхода – наверное, в чем-то все же идеалистического – мысль о том, что на фоне качественного школьного образования «для всех» (а создать подобное – одна из основных задач нацпроекта «Образование») должны существовать особые школы для детей с особыми способностями.
В идеале решение этой проблемы должно быть в том, чтобы в рамках высококачественного гарантированного каждому ребенку школьного образования можно было сформировать индивидуальные образовательные программы и траектории. Это также является одной из ближайших задач – соответствующее поручение президента уже дано.
В принципе, никто не возражает, что существуют некоторые особые школы – лицеи, гимназии и т.п. Однако, они являются дополнительным элементом к общей и единой системе школьного образования. Определенная вариативность – углубленное изучение языков или физмат профиль также не вызывает отторжения.
Но в случае с проектом «опорных школ» предполагается выделение «резервации одаренных» внутри самой системы, изъятие школ из единого пространства и селекция учеников. Это будет формировать неравные условия для обучения, а также, естественно, будет способствовать «эффекту Матфея» - одаренные дети и опорные школы будут получать все больше, а обычные – всё меньше.
Увы, авторы проекта пока что не предоставили обоснованных методик отбора одаренных детей, тем более, что это планируется делать сравнительно рано – на уровне средней школы.
Споры сторонников и противников «опорных школ» продолжаются. У каждой из сторон есть достойные аргументы.
Мы, со своей стороны, призываем и Минпросвещения, и РАН действовать аккуратно и осмотрительно. Никакие политические интересы не должны оправдывать педагогические эксперименты на детях.
https://newizv.ru/article/general/26-03-2019/shkola-novogo-rezhima-chto-nam-gotovit-akademiya-nauk