Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРАЛЕ

Ещё до возникновения факультета при кафедре была основана социологическая лаборатория, которая сосредоточила усилия на изучении двух процессов: а) соотношения планов молодёжи на будущее жизнеустройство и структуры системы образования; б) планов социального развития предприятий, территорий, а затем и отраслей промышленности.

Если по первому вопросу работало сравнительно немного исследовательских коллективов (Лисовский в Ленинграде, Шубкин в Новосибирске и др.), то вторая из этих тем стала чрезвычайно популярной, её разрабатывали применительно к местным условиям практически во всех уголках страны, где имелись подготовленные кадры социологов, экономистов, юристов, ибо проблема носила сугубо комплексный характер. Свердловские учёные в рамках Уральского Отделения ССА (Советской социологической ассоциации) координировали свои усилия по этой теме с учёными всех указанных специальностей в Уфе, Перми, Челябинске и других городах региона. Рассказывать об исследованиях по обоим этим направлениям подробно здесь нет возможности. Скажу только кратко об их общественной значимости и результатах.

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЁЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемы молодёжи и образования стали в центр общественного внимания после провала хрущёвской реформы 1958 года. Образовался разрыв между тягой молодёжи к получению среднего специального и особенно высшего образования и потребностью страны в рабочих кадрах. Попытка учить, как предлагала реформа 58 года, всех подростков в школе 11 лет и давать им одновременно среднее полное образование и рабочую профессию провалилась полностью: уровень знаний, получаемых в школе, снизился, а по полученным в специально созданных учебных комбинатах либо непосредственно на предприятиях профессиям шли работать 5-10 выпускников одинадцатилетки. В середине 60-х годов реформа была отменена и после долгих поисков была найдена форма «средних ПТУ», которые для той части молодёжи, которая ориентировалась на получение рабочих профессий, давала возможность получить одновременно диплом о среднем образовании и тем самым открывала возможность продолжить образование в высшей школе. И эта форма «срабатывала» далеко не полностью, но к концу 80-х годов в СССР около 90% молодёжи в возрасте до 20 лет в разных формах (средняя школа, вечерняя школа, «средние» ПТУ, средние специальные учебные заведения) получала среднее образование, а тем самым цель, поставленная в Конституции 1977 г., была в значительной мере выполнена. О многолетних исследованиях по данной проблеме в Свердловске, начиная со сборника «Жизненные планы молодёжи» (1966 г.), а затем в Москве, выполненных под руководством автора в сотрудничестве с Ф.Р. Филипповым, Л.Я. Рубиной и многими другими учёными, можно будет прочесть в моей книге: «Социология образования и молодёжи. 1965-2002», которая должна скоро выйти в свет.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Что касается второй темы, то она была вызвана к жизни отставанием социальной сферы, возникшим ещё в годы индустриализации и резко обострившимся в годы войны при эвакуации промышленности на Восток. Станки начинали работать иной раз в чистом поле или под лёгким навесом при температуре минус тридцать; бараки строились не сразу да и жизнь в них была несладкой из-за уплотнённости, отсутствия элементарных удобств и т.д. Предприятия Свердловской области (как и всего Урала, да и не только Урала) обратились к помощи учёных для того, чтобы часть получаемой ими прибыли наиболее рационально расходовать на строительство жилья, школ, клубов и в целом на улучшение жизненных условий персонала; это касалось в равной мере посёлков и городов, как и тех, где «социальная сфера» находилась на балансе предприятий, так тех, которые вынуждены были содержать социальную сферу за счёт скудных бюджетных ресурсов посёлков, городов, областей.

Масштабность этой проблемы была осознана ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов), под эгидой которого в 70-е г. вышел трёхтомник, посвящённый типовым планам социального развития предприятий, регионов и отраслей хозяйства. Мне пришлось быть членом редколлегий всех трёх томов и главным редактором одного из них. Закончилась кампания по составлению особых планов социального развития тем, что правительство переименовало планы хозяйственного развития в планы экономического и социального развития страны, отраслей, регионов, предприятий, колхозов и совхозов. Социальные разделы в этих комплексных планах, впрочем, были представлены недостаточно, да и на практике социальные задачи решались не в первую очередь.

Тем не менее в обоих случаях работа социологов в сотрудничестве с учёными-обществоведами других специальностей не была напрасной. Во-первых, планы социального развития сыграли известную роль при решении администрацией проблем на предприятиях и в территориальных единицах, а исследования по молодёжи и образованию использовались местными органами управления в этой сфере, во-вторых, и те, и другие через научную печать и публицистику оказывали существенное влияние на формирование общественного мнения и, в конечном счёте, на принятие определённых, хотя не всегда адекватных ситуации решений органами управления, вплоть до высших органов руководства страной.

В заключение следует отметить, что эта работа социологов, в том числе уральских, была продиктована заботой о нуждах страны и народа и соответствовала общему поступательному ходу экономического и социального развития советского общества до середины 80-х г.; одновременно она способствовала открытию многочисленных социологических отделений, а затем факультетов в вузах страны и воспитанию молодых научных кадров. О нынешнем состоянии общеобразовательой школы и социальной сферы здесь говорить не к месту, это особая тема, которой автор посвятил немало научных исследований во времена горбачёвской "перестройки" и ельцинских "реформ" (которые теперь находят продолжение в "модернизации"). Они и довели СССР до развала, нынешнюю Российскую Федерацию до положения полуколониального сырьевого придатка развитых стран Запада, а подавляющее большинство народа до бедности или нищеты; по официальным данным весной 2002 г. треть населения имеет душевой доход ниже крайне скупо рассчитанного прожитиочного минимума.

...

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author