Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Программа «министра прорыва»

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков дал программное интервью радио «Комсомольская правда».

Далеко не все важные заявления вошли в транскрипт. Приведем кратко ключевые заявления о работе Минобрнауки (не дублируя транскрипт) и постараемся копнуть глубже:

Наставники - один из ключевых факторов успешной карьеры.

В основе трансформаций – интегративные формы по треугольнику: наука-образование-экономика.

Регионы. Инициативы направлены на комплексное развитие не только столичных, но и региональных вузов. Университеты должны служить драйвером развития городских территорий и экономик субъектов федерации, а также макрорегионов. При этом наличие сильного вуза с масштабными программами поддержи и большим количеством привлекаемых иностранных студентов в том или ином городе ставит очень серьезные требования для городской среды – она должна быть удобной, цифровой, безопасной и т.п. (Кстати, это еще один ответ на вопрос «А почему Тюмень будет в первой тройке по НОЦ?» - помимо научно-исследовательского и технологического потенциала ведущих вузов региона (ТюмГУ, ТИУ и др.) присутствует еще и крайне высокое качество городской среды той же Тюмени, которая занимает первые места в рейтингах качества жизни среди российских городов).

Включение в конкурентную борьбу на мировом уровне по линии экспорта научно-образовательных программ. 425 тыс. иностранных студентов должны учиться в России к 2024 г. Предоставлена будет возможность не только получить образование, но и реализовать свой потенциал в России.

Проект 5-100 позволил организовать новые практики управления и новые «протоколы» научно-образовательно-технологического развития.

Кадры - формирование кадрового резерва для образовательной сферы. Один из основных форматов – «Остров 10-22». Цель - сборка и форсированная подготовка команд, а в итоге - 50-60 потенциальных кандидатов на позиции ректоров.

Ректоры. Будет четко выдерживаться норма закона о предельном возрасте. Сформирована Аттестационная комиссия (более 40 человек – ректоры, эксперты, представители федеральных органов власти и регионов) – в рамках каждого цикла конкурсных процедур назначения ректора будет проводиться аттестация. Ротация будет проводиться, но задача заменить всех не стоит.

Институт президентства нуждается в развитии. Будет проведена оптимизация управленческих структур вузов – ректор, президент, ученый совет; где они сформированы - наблюдательный и(или) попечительский советы.

Технологии влияют на рынок труда и требуемые компетенции. Инерция в разработке и реализации образовательных программ крайне высока. Необходима более оперативной реакции и возможности их корректировки.

Целевое обучение (формат интегрирован с 1 января 2019 г.) – студент поступает на общих основаниях – а затем заключается договор с будущим работодателем (более жесткие и обязывающий). Если трудоустройства не происходит – то «виновная» сторона должна компенсировать расходы на обучения. Под целевое обучение будет квотирование бюджетных мест с учетом запросов профильных ведомств.

Онлайн-обучение. Наша задача – дать возможности, чтобы образование было доступным и непрерывным. В этом задача и министерства, и вузов – разворачивание гибких, гибридных образовательных программ, в том числе программ ДПО, но далеко не всё может быть реализовано в онлайн-формате.

Развернуто «лабораторное» мероприятие нацпроекта «Наука» - формирование не менее 900 шт. со значительной долей молодых исследователей и завлабов.

200% оплаты в целом выдерживается.

Трансформация аспирантуры – грантовая аспирантура, программы «целевого обучения» в аспирантуре (между вузами и(или) научными организациями), снижение бюрократических требований. Для ведущих федеральных и региональных вузов – необходимо 40% защит.

Транскрипт интервью (призываем прочитать его, а лучше посмотреть запись): https://www.kp.md/daily/26954.5/4007417/

https://t.me/scienpolicy/3255

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author