Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Сквозные научно-образовательные связи: НОЦ и Сириус

Создание научно-образовательных центров мирового уровня будет означать серьезную и долгосрочную перестройку этих сфер региональной политики и экономики.

НОЦ требует не только глубокой интеграции внутри и вне-региональных участников, но и формирования единой и комплексной образовательной системы полного цикла. Она должна обеспечивать выявление талантов и доведение их до функционирования в рамках экосистемы создаваемых центров.

В этом свете является необходимой интеграция школьного уровня, а точнее – вывод работы с талантами по научно-исследовательскому и образовательно-педагогическому векторам в непрерывный формат.

Инициатива министра просвещения Ольги Васильевой и президента РАН Александра Сергеева по созданию «базовых школ» слишком очевидно вторгалась в поле интересов «Сириуса» Елены Шмелевой.

Ответ был готов уже давно – параллельно с созданием НОЦ в регионах будут развертываться «научно-образовательные центры Сириуса». Первые три – Белгород, Пермь и Тюмень.

За буквально несколькими фразами Елены Шмелевой (впрочем, как и всегда) раскрывается новое направление госполитики и более четко видны региональные расклады кадровых аспектов прорыва.

Выделим ключевые следствия и факторы:

1. Сетевая интеграция. Сети двух видов НОЦ («больших» и «Сириуса») будут неразрывно связаны. При этом они не полностью пересекаются по функционалу – по своим профильным компетенциям каждый из НОЦ «покрывает» больше практик и механизмов.

2. Центры притяжения. НОЦ Сириуса являются одним из «стержней» стягивания региональных научно-образовательных пространств. Задача управленцев обоих типов центров – обеспечить взаимодополняемость этих сквозных «стяжек» по уровням и функционалу.

3. Научно-исследовательский крен. Данные центры будут преимущественно решать задачи обеспечения научно-исследовательских форматов работы – прохождения практик, проектного обучения, научного наставничества и т.п. «Сириус» все больше эволюционирует в сторону одного из главных институтов научно-технологического прорыва.

4. Непрерывность и системность. Эти центры позволят «Сириусу» и Елене Шмелевой совершить серьезную интервенцию в область высшего образования. Будет реализован непрерывный и полный кадровый цикл – от школьной скамьи до работы на мировом уровне в рамках центров и лабораторий.

5. Специализация. Каждый из НОЦ Сириуса будет создан индивидуально под региональную специфику – в этом проявляется особенность работы с уникальными процессами и явлениями (которыми являются все НОЦ) в противовес массовым «коробочным» форматам и решениям. Минус данного подхода в слишком большой доле «ручного управления» и индивидуальных схем.

Итог. В рамках самого важного стартового этапа научно-технологического прорыва и начала реализации национальных проектов развернется рабочая адаптация и донастройка всех механизмов. В этот период станут определяться основные (базисные) подходы – и именно борьба за данный статус «базового механизма» идет у игроков научно-образовательной политики.

У «Сириусов» очень широкий спектр возможностей, большой кредит доверия и достаточно длинный список «прав первородства». Однако, и в данном случае необходимо оперативно и эффективно реагировать на все превходящие обстоятельства.

Пока остается неясным, существует ли достаточно пространства для эффективного развертывания обоих проектов - Сириусов» (региональная сеть, НОЦы для НОЦев, школы-партнеры) и «базовых школ» (Минпросвещения и РАН). Неочевидной является их комплиментарность – способность дополнять друг друга и взаимодействовать с синергетическим эффектом. Траектории «Сириусов» (и их НОЦ) по высшему и дополнительному образованию, а «базовых школ» по среднему – это искусственное разведение. При этом «Сириусы» в отличие от школьной инициативы Минпросвещения и РАН глубоко интегрированы в нацпроект «Образование».

https://na.ria.ru/20190307/1551620199.html

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author