Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Научно-образовательные центры мирового уровня: промежуточные итоги

1.

Вызовы-возможности. Научно-образовательно-технологическая политика начинает функционировать в формате ситуаций вызовов-возможностей. Эта логика заложена в «большие вызовы» Стратегии НТР, выраженные затем через приоритетные направления. То же справедливо для НОЦ – это не только широкие возможности, но и значительный набор новых практик (особенно - для регионов).

2. Связанность «пространства прорыва». Сетевая интеграция и формирование единого научно-образовательно-технологического пространства на уровнях страны и отдельных (макро)регионов происходит по нескольким направлениям:

a. Связи по треугольнику вузы - научные институты - промышленные предприятия с ответвлениями в стартапы.

b. Параллельная сборка (макро) региональных образовательных пространств на базе ведущих вузов и НОЦ. Интегрируется также школьный уровень и среднее профессиональное образование.

c. Сквозные каналы от ведущих столичных вузах к региональным (через НОЦ, и программы «региональной политики» ведущих вузов).

d. Пересекающиеся направления в рамках нескольких центров – предполагается недопустимость дублирования при необходимости синергии. Реализация общих направлений должна проходить в рамках выполнения комплексных научно-технических программ.

e. Межрегиональная интеграция - как через прямое сотрудничество регионов, так и через стягивание региональных пространств в связку через взаимодействие ключевых акторов научно-образовательно-технологических процессов (вузы, научные институты, высокотехнологичные и инновационные компании).

f. Сетевой подход с узлами-головными организациями (проектные офисы - как правило университеты).

3. Мировые результаты - региональные драйверы. НОЦ предполагает два сложнососчетаемых, но взаимно необходимых вектора. Первый – производство продукции и услуг мирового уровня для их активного экспорта. Второй – подстегивание (макро)региональных экономик, повышения инновационности в виде реальной отдачи для качества жизни людей.

4. Эпохи и формации. Научно-образовательный центры в том виде, в котором они сейчас представлены – это концентрированное изложение идей эпохи Фурсенко. При этом второй доминантой является новое наполнение и вектор прорыва. Отсюда велика роль «старой гвардии» и выстраивания баланса сил по НОЦ между основными игроками научной, образовательной и технологической политики, которые выступают в рамках конфедерации «группы прорыва» - Михаил Ковальчук, Андрей Фурсенко, Сергей Чемезов и ряд других.

5. Политика и управление. Для регионов – их губернаторов и их заместителей – работы по этому вектору будут одними из ключевых в итоговой оценке эффективности. Эти «KPI прорыва», которые могут даже не иметь формальной выраженности, при этом по интенсивности усилий, умению сочетать интересы различных игроков, работать как в федеральном, так и региональном медиа-пространствах – будут оценивать эффективность региональных управленческих команд и их реальную готовность к выполнению всего комплекса мероприятий по национальных проектов, особенно – региональных проектов.

Итог. Научно-образовательные центры мирового уровня – это один из элементов комплексной перестройки внутренней региональной политики. Связанность страны будет обеспечиваться за счет многократного наложения различных сетей с пересекающимся членством или типом связей – по тематике, межрегиональным взаимодействиям и т.п. Подобная «пересборка» научно-образовательно-технологических пространств идет параллельно с «перезагрузкой» макрорегиональных экономических пространств через Стратегию пространственного развития. В рамках отработки имеющихся и поиска новых форматов внутренней политики по отношению к регионам НОЦ являются инструментом тестирования и зондажа внедряемых и создаваемых практик. Итоговый набор НОЦ и форматы их развертывания скажут многое о грядущих региональных, федеральных и сквозных политических процессах в рамках трансфера.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author