Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Международные амбиции РАН и кризис внешней научной политики

Сегодня прошло заседание Президиума РАН, посвященного теме международного научно-технического сотрудничества.

Вообще, эта тема – лакмусовая бумажка того, как РАН по аналогии с политикой внтуренней, пытается также вмешиваться и во внешнюю. Президентские поправки действительно расширили международные возможности РАН.

Новые направления деятельности Академии — международные исследования и проекты, организация и участие; мобильность ученых — программы мобильности для большого числа участников и организаций; развитие связей — международные соглашения, популяризация, формирования образа отечественной науки.

Есть три «международных обстоятельства» в деятельности РАН:
1. Соглашения, заключаемые в различных форматах Академией с иностранными партнерами. Содержательно эти документы имеют не слишком большую ценность, поскольку, несмотря на приданные полномочия проводить исследования (в том числе, международные), наука делается в институтах и вузах. Политических полномочий ни на ведение переговоров, ни на заключение договоров РАН не имеет.

2. Иностранные члены РАН – 446 человек. Это действительно определенный ресурс, однако, его еще надо умеючи активизировать. Вероятно, подключение к экспертизе в рамках научного и научно-методического руководства – это реальный вариант. Улучшать имидж российской науке среди них не так и надо, а вот они сами далеко не факт, что включатся в процесс позитивного изменения восприятия России и ее науки в своих странах.

3. Зарубежные представительства. Это идея фикс для многих в руководстве РАН. Франция и Германия уже готовы, а впереди Швейцария и Южная Корея. Подобные представительства якобы нужны для реализации все тех же международных функций, а по существу – это будут зарубежные дачи и синекуры академиков.

Добавим к тому, что Академия еще не так давно выдвигала сомнительную идею направить в ключевые страны неких «научных амбассадоров».

Давайте трезво взглянем и на полномочия, и на планируемые действия РАН - почти все они во многом пересекаются с деятельностью Россотрудничества, его представительств, а также центров науки и культуры – популяризация, улучшение имиджа, облегчение контактов.

Неудивительно, что РАН просит увеличить финансирование по этому направлению до полумиллиарда в год. Судя по всему, от Россотрудничества РАН готовится взять не самые лучшие качества – расточительность бюджетов, бесконтрольность и сомнительную полезность.

Если суммировать наблюдения и выводы – вся международная деятельность РАН (и по научной дипломатии, и по международному научно-техническому сотрудничеству) пока что весьма сильно похожа на профанацию. Попытки выбить дополнительные бюджеты сложно не связать с быстрым и эффективным их освоением. Но толка от этих действий не будет никакого.

Увы, приходится констатировать кризис в нашей внешней научной политике – два ключевых института (РАН и Россотрудничество) проявляют практически полную импотенцию в данных вопросах.

https://scientificrussia.ru/news/06-03-2019-zasedanie-prezidiuma-ran-pryamaya-translyatsiya
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author