Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Система поддержки молодых ученых: начало

Мы уже не раз писали о том, что в России пока что отсутствует системная молодежная научная, научно-технологическая и инновационная политика. Назовем ее полным именем грядущего всеобъемлющего и многое (как надеется сообщество) поясняющего закона. Минобрнауки делает очередные шаги к созданию системы поддержки молодых ученых.

Выводы Счетной палаты о об отсутствии системности мер господдержки молодых ученых, проанализированные нами, не явились сюрпризом для Министерства науки и высшего образования. Выступления помощника президента Андрея Фурсенко на заседании Совета по науке и образованию о необходимости формирования системы поддержки молодых ученых, естественно, не является его личным мнением, а выражаем четкий вектор госполитики.

На первом этапе решение этой задачи со стороны Минобрнауки будет состоять из нескольких элементов:

1. Интеграция студентов в систему поддержки. Это позволит ввести их в грантовые модели научных взаимоотношений в противовес конференциям, конкурсам работ и форумам, которые составляют значительную часть в поддержки «науки молодых». Студенты-исследователи станут быстрее ментально взрослеть и на стадии аспирантуры (магистратуры) более осознанно подойдут к работе по грантовым программам.

2. Собирание всех существующих элементов в единую систему с исключением дублирования мер поддержки. Данный подход означает, что будут агрегированы вообще все имеющиеся формы поддержки молодых – гранты фондов, президента РФ, стипендии всех видов, субсидии. Затем на основании сравнительного анализа будет произведена точечная трансформация имеющихся форм поддержки для исключения дублирования и формирования четких карьерных горизонтов (и цепочек форм поддержки) приблизительно и стадиально на 7-15 лет. Сейчас 7 лет - это верхняя граница «президентской программы» РНФ с учетом негарантированного продления «лабораторного» гранта.

Ядро системы поддержки должно включать в себя как минимум аспирантуру и первые годы самостоятельной работы до того момента, как включатся другие механизмы, а в идеале давать «перехлест» на студенческие годы и запас на перспективу. В целом система должна охватывать период в 20 лет: с момента поступления в вуз (18 лет) до окончания периода «молодого ученого» (39 лет). Очевидно, что спецмеханизмы для студентов младших курсов и «переходные» программы для ученых в возрасте около 39 лет могут быть комплиментарными и дополнительными к основному ядру.

3. Информационное обеспечение. Должно быть сформировано единое информационное пространство – вероятнее всего, специализированный портал, где наглядно и доступно молодому ученому будет пояснено, на какие формы в рамках каких этапов своей карьеры он может рассчитывать. Важно донести эту информацию до тех, кому она больше всего необходима – самих молодых исследователей.

Итог. Предлагаемые Минобрнауки подходы не являются революционными. Они вполне соответствуют идеям «ревизии, оптимизации и адаптации» имеющихся работающих инструментов к текущим целям и задачам. Понятно, что в эту систему также будут интегрированы механизмы нацпроекта «Наука» (в виде «молодежных» лабораторий, различных центров, грантовой аспирантуры, поддержки молодежных проектов, программ академической мобильности), а также, вероятно, лифтов из «Образования».

Опасения заключаются в том, что в итоге получится не система, а нечто по типу «я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила». Отдельные механизмы все равно не улягутся в систему, будут противоречить друг другу. Будет набор, а не система. Минус и в том, что скорее всего у каждого формата останутся свои формы подачи заявок и отчетов.

Существует достаточно много аргументов к тому, чтобы (конечно, на основании анализа имеющихся форм поддержки) начать с чистого листа – и там уже нарисовать логичную, непротиворечивую, многоуровневую систему поддержки молодых исследователей с несколькими траекториями и едиными требованиями. Избранный формат работы с «тем, что есть» может не позволить это сделать.

https://tass.ru/nauka/6188550
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author