Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Сквозные образовательные системы: подготовка молодых ученых и инженеров

Научно-технологический прорыв предполагает существование двух взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов – научно-исследовательского и технологического.

Для первой части прорыва необходимы ученые и исследователи, в том числе, молодые. Предпринимаются значительные усилия, чтобы прочертить ясные траектории для входа талантливой молодежи в науку и закрепления в ней.

На подобные векторы работают спецшколы при вузах, а также «Сириус» с его региональными центрами и школами-партнерами. Основная задача на школьном уровне – увлечь и заинтересовать.

Далее подключается вузовский уровень и то, что мы называем «наукой молодых» - то есть целый комплекс мероприятий по стимулированию научно-исследовательской работы студентов. На это нацелены конкурсы, конференции и форумы различного масштаба.

Аспирантура уже во многом должна (в идеале) требовать сосредоточения на проведении исследований. Уже с этого уровня начинает работать «активное грантовое право» - возможность лично участвовать в конкурсах на индивидуальные и коллективные гранты. Здесь же продолжает реализовываться (начинающееся еще на уровне студенчества) «пассивное грантовое право» - молодежь часто привлекают к выполнению различных грантов, работ по госзаданию или другим программам поддержки. В значительной части их них подобное участие молодых является обязательным условием.

Вся эта красивая система завершается с моментом достижения 35-39 лет, когда «молодежные» программы перестают распространяться на ученого – и здесь наступает «долина смерти» среднего возраста. Но сегодня мы не о ней.

Мы рассмотрим второй вектор прорыва – технологический. Однако, для него необходимы не только (а вероятно, не столько) ученые и исследователи, сколько инженеры, инноваторы и стартаперы.

Школьное образование впрямую редко работает на инженерные навыки – в значительной степени эти компетенции отданы в системы СПО и дополнительного образования. В рамках СПО (если мы не говорим о сугубо рабочих специальностях типа каменщика и сварщика) существует достаточно много траекторий, которые в действительности являются инженерными – все, связанные конструированием и управлением чем-либо.

Дополнительное инженерное образование – это вотчина Кванториумов. Детские технопарки по нацпроекту «Образование» появятся в каждом городе с населением свыше 60 тыс. человек, а в более мелкие населенные пункты отправятся мобильные «Кванториумы». В рамках этого направления работы дети приобретают не только инженерно-технические навыки, но и soft skills – умение работать в команде, выстраивать эффективную коммуникацию. У кого-то выявляются навыки лидера, кто-то хочет большего и уходит в инженерию с головой.

С 2016 года сеть Кванториумов совместно с АСИ и далее Минпросвещением развивает Ростех. Это всерьез облегчает выстраивание региональной сети, поскольку почти везде есть предприятия из ростеховской системы. Тем проще бывает договориться с местными властями и организовывать технопарки на местах.

Госкорпорации и ее предприятиям нужны не только высококвалифицированные рабочие – их (даже из числа кванторианцев) можно получить через систему СПО. Не меньшая потребность в инженерах. И здесь есть некоторый провал.

Существуют технические и политехнические вузы, которые взращивают прекрасных инженеров, имеют широкие контакты с индустриальными партнерами и обеспечивают полный кадровый цикл – от школьника до специалиста на предприятии. Однако, система господдержки молодых инженеров, как правило, отстает от таковой для молодых ученых и исследователей (при всей несистематизированности мер поддержки последних).

Таким образом, существуют две параллельные, тесно соприкасающиеся, но увы, пока что, не переплетающиеся системы для молодых – ученых и инженеров. Для реального прорыва нужно сплести их вместе и достроить недостающие компоненты. Для обоих категорий – это системная молодежная научная (научно-технологическая) политика с соответствующими программами поддержки.

https://rostec.ru/news/detskie-tekhnoparki-kvantorium-rastim-inzhenerov/

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author