Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Сквозные образовательные владения

Все игроки научно-образовательной политики стремятся получить полную вертикаль уровней подготовки – от школы до университета. Это позволяет аккумулировать ресурсы по всему спектру программ поддержки, в том числе, мероприятий нацпроектов.
Ведущие университеты уже давно развивают программы лицеев, предуниверсариев, СУНЦ и т.п. Плюсами является профильное обучение, интеграция в вузовскую научно-образовательную среду, а минусами – ЕГЭ, которое в данном случае становится нежелательным ни для вуза, ни для абитуриента.
Отдельно отметим усилия ведущих вузов по развитию структур СПО. С одной стороны, эта система сейчас находится под огромным влиянием (и очарованием) World Skills, но оно относится только к рабочим профессиям (которые частично могут перехоить в инженерные вузовские направления). Экономические, управленческие, административно-вспомогательные и гуманитарные траектории в организациях СПО при вузах – это прекрасная возможность получения профессии, а затем перейти в упрощенном режиме (через внутренние экзамены) в вуз – и получить диплом бакалавра.
Регионы и головные вузы на базе научно-образовательных центров мирового уровня займутся «пересборкой» и стягиванием региональных образовательных пространств – школьного, ДПО, СПО, высшего. Системный подход к образовательной системе - один из факторов эффективности губернаторов.
Минпросвещения, отвечающее за школьное образование и СПО, выходит на все более тесное взаимодействие с РАН, которая имеет влияние не только на учебники, но и на систему высшего образования. Через проект базовых школ реализуется попытка «нанизать» вуз на струны между подобными специализированными школами и будущими НОЦ в плане подготовки кадров и удержания молодежи в науке.
Ось МГУ-РАН-РАО (Садовничий-Хохлов-Зинченко) пытается на базе интеграции усилий трех структур выстроить свой вариант сквозных образовательных траекторий. Хотя, пока что участники весьма далеки от этих целей.
Параллельно со школьной структурой за последние годы выросла мощная система дополнительного образования детей. На слуху массовое инженерно-техническое просветительство с обучением проектно-командной работе на базе Кванториумов и точечная работа с одаренными детьми на базе «Сириуса».
К фонду «Талант и успех» и Елене Шмелевой всегда повышенное внимание. Если смотреть по этапам, «Сириус» поступательно движется к формированию собственной сквозной системы подготовки, причем с явным креном в научно-технологическую сферу.
На первом этапе была начато создание научно-технологической долины и технопарка с научными лабораториями мирового уровня. На втором – проводятся активные работы для открытия университета «Сириуса». На третьем – формируется двухуровневая иерархическая модель: Федеральный «Сириус» - региональные центры со школами-партнерами.
В этой связи совсем неудивительно, что на базе центра будет также открыт лицей. Его создание позволит апробировать и затем тиражировать по всей стране лучшие наработки в области среднего образования. А на базе самого лицея будут развернуты инновационные образовательные программы, глубоко интегрированные в научно-исследовательские и научно-технологические процессы «Сириуса».
Елена Шмелева является одной из ключевых персон отечественного образования – причем, с каждым этапом развития «Сириуса», к нему добавляются все новые измерения. Центр становится самостоятельным «образовательным государством в государстве», ориентируясь на развитие темы одаренности и интеграции новейших образовательных технологий в научно-технологический прорыв.
Все остальные участники во главе с ведущими университетами и Академиями не могут похвастаться той полнотой и комплексностью инструментов, которые скоро будут доступны в «Сириусе». Впрочем, те, кто будет проводить прогрессивную политику, все равно смогут занять свое достойное место и максимально использовать свои конкурентные преимущества. При этом, вектор на получение «полного набора уровней образования» и возможности формировать сквозные образовательные траектории уже задан.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author