Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Еще одна из рода академий

Самая влиятельная из «младших» академий наук, так и не влившаяся в «большую РАН» – Российская академия образования в конце февраля провела общее собрание своих членов.
Вопросов в повестке было два: участие в реализации нацпроектов и выборы новых членов.
Самоопределение и «выгрызание своей нищи» в плане мероприятий и бюджетов – очень распространенное сейчас занятие среди многих участников большой научно-образовательно-технологической игры. Впрямую РАО не упомянуто ни в одном из нацпроектов, поэтому ее членам действительно стоит задуматься, как именно они могут стать частью «Образования» или «Науки».
У РАО столь же двойственная ситуация, как и у РАН – только с поправкой на в разы меньший масштаб и то, что институты являются подведомственными организациями Министерства просвещения.
Сама РАО находится под серьезным влиянием ректорам МГУ Садовничего – его ставленник Юрий Зинченко на безальтернативной основе стал президентом РАО, а ректор ТГУ Эдуард Галажинский (которому, по слухам, откровенно покровительствует Садовничий) – был избран вице-президентом организации.
РАО входит в ось МГУ – РАН через связку Виктор Садовничий – вице-президент РАН Алексей Хохлов. С другой стороны, мы имеем прямые контакты министра просвещения Ольги Васильевой и президента РАН Александра Сергеева по вопросам «базовых школ», но что важнее – экспертизы учебников. Судя по всему, роль РАН в этих вопросах будет возрастать – это возможно лишь за счет снижения влияния РАО.
Министр Васильева явно не слишком настроена на масштабную работу с РАО, поскольку это будет серьезно ограничивать ее в маневрах. С другой стороны, из ее заместителей, ответственных за нацпроект – и Марина Ракова, и Ирина Потехина имеют все ресурсы для того, чтобы решить все вопросы самостоятельно, без излишнего привлечения РАО.
Вообще, поскольку институты подведомственны Минпросвещения, совершенно необязательно излишне церемониться с самой Академией – работать можно через конкретных специалистов и экспертов.
Таким образом, РАО больше всего нужна ректору МГУ Садовничему как инструмент экспансии во все сферы образования и закрепления контроля за ключевыми секторами образовательной политики.
Российскую академию образования курирует Магомедаслам Магомедов (замруководителя АП), однако, сфера его ответственности достаточно далека от этих вопросов. Единственное, что реально может беспокоить – это обеспечить, как сказано в «майском указе», «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Однако, реализация данной целевой установки в нацпроекте «Образование» будет проводиться теми управленцами и в рамках таких мероприятий, что ни участия РАО в них не требуется, ни особого интереса у г-на Магомедова они вызвать не должны.
Отметим среди избранных новых академиков: проректора РГПУ Л.А. Цветкову, и.о. декана истфака МГУ Л.С. Белоусова, ректора КФУ И.Р. Гафурова (оба последних почему-то по отделению общего среднего образования), актера и худрука Малого театра Ю.М. Соломина.
Одним из членов-корреспондентов был избран председатель Российского профессорского собрания В.В. Гриб. Организация является сомнительным и несоответствующим текущей управленческой реальности проектом ректора РУДН и председателя ВАК Владимира Филиппова, который хочет сохранить максимальный контроль над сферой высшего образования.
Слухи о субъектности РАО в образовательной политике сильно преувеличены, а предлагаемые реформы в области экспертизы и издания школьных учебников окончательно рассеют Академию до конкретных индивидуальных экспертов.
Получается, РАО нужнее всего тем, кто находится в нисходящем пике трансфера власти, а сама по себе Академия практически не требуется для реализации нацпроектов.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author