Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЯ

.

.. стоит также пренебречь теми, кто блаженны мозгом и святы душой; иначе они утянут за собой в топь и нас, а с нами и дела отцов наших, и их самих, живущих в этих делах и нас:

Барух Спиноза в XVII веке дал исчерпывающую критику христианства, за что был гоним своими собратьями-евреями.

Он обучался в религиозной школе «Эц Хаим», где изучал иврит, Тору с комментариями Раши, Талмуд и другую раввинистическую литературу, а также основы еврейского богословия и риторики. Предмет, критике которого Спиноза посвятил большую часть своей жизни и сил, он знал, мягко говоря, не понаслышке. В дальнейшем высказывания Спинозой «неортодоксальных» взглядов, его сближение с сектантами (коллегианты, течение в протестантизме) и фактический отход от иудаизма вскоре приводят к обвинению в ереси и исключению из еврейской общины (херем в 1656 году)*. Далее Спиноза имя Барух меняет на Бенедикт, продаёт долю в успешном и процветающем бизнесе, доставшемся ему с братом от отца, которая позволила бы ему жить — не тужить. Затем до конца дней преследования церкви, но он занимается изучением сочинений философов, обзаводится своими учениками, а на жизнь зарабатывает простым шлифовщиком линз и преподаванием иврита (также говорил на португальском, испанском, нидерландском и немного французском и итальянском языках, разговорным языком в семье, вероятно, был ладино, владел также латынью и греческим). До конца своих дней (с 24 лет до отведённых 44; 1656—1677 гг.) был обречён на гонения (Амстердам, Рейнсбург, Ворбюрг, Гаага), заметим, что тогда железных дорог не было. Был вынужден дать отказ на предложение занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, из-за риска потерять свободу в высказывании мыслей.

Умер от туберкулёза, который его изнурял почти 20 лет, который усугубляло вдыхание пыли при шлифовке оптических линз, и табакокурение, которое тогда считали лечебным средством.

Что было после смерти с участью учения, наследия мысли Спинозы, памяти о нём — это ещё не благодарнее, чем при жизни.

При чём Спиноза был далеко не первым, кто хлебнул от христианства. Но казалось бы, что после Спинозы в принципе что-то добавить трудно, вполне исчерпывающую работу он проделал. Но история нам одного за другим в каждом веке порождала новых борцов с религией: Новалис (1772—1801), Фейербах («Сущность христианства»; 1841), Маркс (1818—1883), Энгельс (1820—1895), Ленин (1870—1924), советский период до войны под лозунгом журнала «Безбожник».

И даже этого, как мы видим, мало и сегодня, и никогда не будет достаточно. Можно потратить всю жизнь в науках, но, предъявив доказательства, в ответ увидим, как тот, кому доказывают, покачает ножкой, сидя на стуле, поковыряет в носу, стряхнёт с пальца и ленно произнесёт с пренебрежительным оттенком в интонации: «Ну, не знаю, чё-т как-то неубедительно ... На всё это, что вы сейчас распинались, как говорится, воля божья, остальное от лукавого»

Тем временем идёт время, сегодня уже промедление смерти подобно...

* — Гедалия Спинадель. Еретики и отлучения. Иудаизм и евреи. «Толдот Йешурун»

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author