Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

На большом дирижабле Мандаринового цвета РАН и МГУ проводят мегапроекты!

В очередной раз в высшие эшелоны (теперь – президенту) направлен разрабатываемый с 2007 года мегапроект «Единая Евразия: ТЕПР-ИЕТС».

Представили новую версию президент РАН Александр Сергеев и ректор МГУ Виктор Садовничий.

Проект, впитавший в себя идеи «Трансъевразийского пояса развития (ТЕПР)» и «Интегральной евразийской транспортной системы (ИЕТС)», имеет корни, уходящие еще в советскую эпоху. Примерно в ту ее часть, когда от идеи разворачивания рек уже отказались, но масштабные проекты, направленные на связанность страны, еще разрабатывали.

«Единая Евразия» один из любимых совместных проектов РАН и МГУ, который должен бы укрепить союз двух мощных научных институтов. Тем более, что научно-организационное сопровождение проекта оказывает глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, все больше и дальше вникающая в перипетии науки и образования. Словно ее будущее непосредственно связано с этими темами.

Причем ТЕПР, в свое время, должен был стать не только логистической, но и духовной скрепой страны. «Необходима экономика духовного типа, где хозяйственная деятельность является не самодостаточной, а подчинена духовным ценностям», - заявил Владимир Якунин, тогда президент ОАО РЖД, представляя 11 марта 2014 года ТЕПР на расширенном заседании президиума РАН.

Собственно говоря, эта «Единая Евразия» и является, по сути, единственным действительно крупным проектом, которая за все последние (очень долгие) годы смогла породить Академия наук (да и МГУ плутает в одних и тех же двух-трех вторичных идеях). Как видим, уже 11 лет в муках, но на более активной стадии рождаются проекты двух транспортно-логистических коридоров, хабов, высокоскоростных железных дорог, дирижаблей и многого другого. Все это время регулярно подаются все новые версии, которые даже отписываются на изучение в профильные министерства. Где благополучно в духе ирландских поминок – под смех и шутки – хоронятся подальше в шкафах.

Причина проста – процитируем Коммерсант: «Аналитики считают документ малограмотным, а его основные постулаты крайне спорными».

«Можно только посочувствовать господам Сергееву и Садовничему, умнейшим людям, потому что подписать такой документ можно было только не глядя, и за него им придется краснеть,— говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.— Более безграмотного и удручающего документа по логистике не выпускали уже давно. Все: от содержания до оценок — вызывает даже не вопросы, а недоумение. Как можно всерьез говорить о 43 тыс. км высокоскоростных магистралей стоимостью почти 20% от ВВП России при сроке окупаемости 12–15 лет?» Об уровне документа, резюмирует эксперт, красноречиво свидетельствует тот факт, что дирижабли в нем не самая смехотворная идея.

Не меньшей вопросов вызвал план «создания энергетической системы на территории Сибири, Дальнего Востока и в Арктике». Вопрос об объединении генерации в этих регионах в энергосистему эксперты (например, старший аналитик по электроэнергетике центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников) считают спорным. Кроме того, президент поручил развивать распределенную генерацию.

Есть и достойные внимания моменты – например, самолет грузоподъемностью 1-1,5 тонны был бы крайне востребован. Но для него в России нет двигателей – его надо строить с нуля. Ну а Северный морской путь развивают Росатом, Минприроды и компании ТЭК отдельно и без ценных указаний МГУ и РАН.

На самом деле, ситуация достаточно печальная. Ни РАН (штаб науки и главный экспертный орган), ни МГУ (ведущий вуз страны) не могут сообща сгенерировать ничего нового уже 11 лет (а как мы видим, и того больше). Большая часть их предложений спорна, часть нереализуема, другая явно содержит серьезные изъяны в расчетах.

Конец, как говорится, немного предсказуем. Президент отпишет профильным министерствам разобраться, те повеселятся немного, и очередная версия мегапроекта МГУ-РАН осядет в шкафах и архивах.

https://www.kommersant.ru/doc/3896424

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author