Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Союз Минпросвещения-РАН: о школах и учебниках

Сегодня, 26 февраля, состоялось заседание Президиума РАН.

Вместе с министром просвещения Ольгой Васильевой его члены обсуждали участие Академии в совершенствовании школьного образования в интересах формирования научного кадрового потенциала страны.

Конкретнее – на повестке дня стояло два вопроса: базовые школы (опорные школы РАН) и учебники. По ним основной доклад делал вице-президент РАН Алексей Хохлов.

Про опорные (базовые) школы говорили в последнее время много раз и об их достоинствах, и о недостатках. Интересно отметить несколько обстоятельств.

Первое - базовые школы, как заявил г-н Хохлов, должны стать центрами дополнительного образования и внешкольной работы. Если раньше больше рассуждали о том, как встроить научно-исследовательские компоненты при кураторстве научного института или вуза в базовую образовательную программу (например, лабораторные в стенах настоящих лабораторий), то теперь акцент также делается на дополнительном образовании. Это очевидным образом создает структуру, которая является в значительной степени параллельной региональной сети «Сириусов» (центров и школ-партнеров).

Второе обстоятельство – среди отобранных Академией школ-кандидатов нет сельских, что вычеркивает одну из наиболее сильных, по нашему мнению, составляющих проекта – ориентация на «перезагрузку» образования в сфере АПК на уровне школ, о которой так увлеченно говорил в своей время президент РАН Сергеев.

Проект базовых школ пока что вызывает больше вопросов, чем генерирует ответов. С места в карьер в вопросах школьного образования бросаться нельзя – это позиция самой Ольги Васильевой, однако в этом конкретном случае личное желание и самого министра, и президента РАН Сергеева настолько велико, что есть опасения – могут быть перекосы при практическом воплощении проекта.

Тема учебников звучала в выступлениях и Алексея Хохлова, и Ольги Васильевой. Она в последнее время на слуху – по этой линии есть системные проблемы.

На Президиуме прозвучало два предложения, которые могут кардинально изменить ситуацию со школьными учебниками. Вице-президент РАН Хохлов заявил, что предлагается перейти от оценки уже подготовленных изданий школьных учебников, как было раньше, к предварительной экспертизе авторских рукописей. Только после такой предварительной научной экспертизы планируется выпускать (или не выпускать) серию учебников.

А министр просвещения Ольга Васильева подтвердила одно из предложений, которое озвучивали и мы в своих публикация - необходимо разделять рукописи учебников от издательств. Если это сделать, вопросов интересантов, по ее мнению, не будет, но это необходимо сделать очень качественно и достойно.

В вопросах формирования ФПУ разрыв связки (вместе с финансовой заинтересованностью) между авторами, экспертами и издателями действительно поможет решить массу проблем. Авторы будут предоставлять рукописи в «одно окно», эксперты станут работать именно с предложениями авторов, а не издательствами, которые, в свою очередь, на конкурсах поборются за право издать уже отобранные учебники. Эта система в идеале должна обеспечить прозрачность и эффективность всех процессов, связанных с учебниками – от момента, как автор решает его издать, до открытия первой страницы школьником, получившим его в библиотеке.

Обсуждение подтвердило формирование четкой союзнической линии между министром Васильевой и ее Минпросвещения с президентом РАН Сергеевым и Академией. При этом эффективное решение вопроса с учебниками, которое бы стало консенсусом для всех заинтересованных сторон (имеются в виду не только участники рынка, но и школы, учителя, само Министерство), судя по всему, было поставлено перед Ольгой Васильевой в качестве одной из ключевых задач. И она всеми силами пытается ее решить в сотрудничестве с РАН.

https://scientificrussia.ru/articles/26-02-2019-zasedanie-prezidiuma-ran-pryamaya-translyatsiya

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author