Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Послание: комментарии и рефлексии

Послание Президента Путина Федеральному Собранию 2019 вызвала ожидаемую мощную рефлексию.

Мы уже выступали и по содержанию и по метауровню политики, в который оно было встроено. Теперь хочется прокомментировать и развить мысли коллег – Незыгаря (russica2) и Кремлевского безБашенника (@kremlebezBashennik).

Коллеги фиксируют серьезный разрыв между узким активным сегментом общества (на который нацелена вся «движуха» соцлифтов и прочего) и (тут вспомнили Суркова) глубинной частью народа. Это разрыв между «движителями» всего прорыва и собственно адресатами послания (креативный класс и крупные города явно проигнорированы президентом).

Парадокс наблюдений в том, что по Незыгарю: Отлично, что сказано было об образовательных программах и молодежи, но забыли упомянуть- что все эти "лифты" охватывают крайне малую часть молодежи. А большая часть - погружена в эпидемию наркомании и в безнадежность своего будущего.

А вот по Кремлевскому БезБашеннику: Создается впечатление, что главной целью этого послания было как раз глубинное стремление донести «глубинному народу», что президент максимально близок к нему.

«Система столкнулась со сложными задачами и запаса времени у Системы нет», - делает вывод Незыгарь, акцентируя внимание на значении 2021 года для Путина. Да, нацпроекты – это момент истины для президента, ведь на кону его историческое наследие. Он оставит страну (в глобально политическом смысле) именно на волне прорыва и результатов нацпроектов. 2021 год в этом плане примечателен тем, что это будет первый серьезный рубеж трансфера (транзита) – выборы в Госдуму. Рассыпающиеся в старческий прах ЛДПР и КПРФ вместе с фантомами Справедливой России – вот вполне реальная угроза для нацпроектов. Доминирование Единой России в текущем ее состоянии – это болото, которое сможет заставить буксовать любой прорыв. А Правительство в основной своей массе и сейчас туда особенно не рвется.

Собственно говоря, первую проверку на прочность нацпроекты пройдут именно в 2021 году – уже будут ясны некторые первые результаты, станет окончательно ясна позиция нынешнего созыва Госдумы и вообще перспективы законодательной власти в реализации «майского указа». К тому моменту будет необходимо не только хоть как-то разумно расчертить партийное поле, но и окончательно решить вопрос – что делать с Советом Федерации. Слишком много репутационных издержек при крайне низкой эффективности для сохранения его в качестве декоративного органа. Отсюда варианты – в эффективную работу (перезагрузка) или в историю (расформирование).

Проблема саботажа нацпроектов – одна из важнейших для Президента. Круг его явных фаворитов (как их определяет Незыгарь): «Ротенберги, Кириенко и Ковальчуки, Чемезов, Миллер, Тимченко, Чуйченко-Шальков, Трутнев, Белоусов- АСИ, Шмелева и Женский кабинет».

«Группа прорыва» задает тон, а готовность «скинуться» на нацпроекты – лояльность президенту. Все приближенные понимают – придется вкладываться, иначе можно легко выпасть из фавора.

Заметим, что сама механика реализации нацпроектов накладывается на эволюцию политсистемы.

Незыгарь считает, что управлять можно либо вручную, либо через систему контроля (АП, силовики и ОНФ). Здесь упущены, но отмечены ранее в числе фаворитов Чуйченко и Шальков. Не упомянутая Счетная палата относится к этому же вектору контроля, надзора и оценки эффективности. Вся «троица» - опричники КУ, инквизиторы Счетки и «следователи» Шалькова – будет заниматься именно тем, чтобы заставить работать госаппарат. KPI от УВП и Кириенко – это единое мерило эффективности. Спрос будет многогранным и жестким.

Само по себе это похоже на бесконечные силовые и надзорные подпорки. Схожие мысли у эксперта Кремлевского безБашенника:

«Построим, отмоем, отладим, увеличим, подкрутим – это все шаги по укреплению стабильности, замаскированные под перемены и развитие, но таковыми не являющиеся. Прорыв предлагается осуществлять путем колоссальных денежных вливаний в те же самые институты, системы отношений, в принципиально не отличающиеся от предыдущих, а лишь слегка модернизированные подходы и модели».

Но здесь кроется ошибка – Система «разрабатывается» как затекший организм, она учится гибкости, заново старется понять, как реагировать на вызовы не силовой зачисткой, а изучением и продуманным ответом. Система принудительно обновляется – через механизмы социальных лифтов и акселераторов для высших управленцев (школа губернаторов), что частично депатронизирует часть управленческих элит и делает их лояльность более широкой. Технократизм здесь выступает способом «прокачки» всей системы – все должны начать делать то, что должны, только тогда станут понятны проблемные и «узкие» управленческие места. И именно эти механизмы Кириенко-Комиссарова должны будут к 2021 году дать ощутимый результат.

Главная задача – «накачать» систему чиновничества таким количество специально отобранных по заданным требованиям управленцев, которые запрограммированы на схожее прагматичное и технократическое мышление, обработку информации и функционирование в рамках машинерии госуправления, чтобы это вызвало необратимые и глобальные изменения по всему аппарату. В этом смысле критическим будет не 50% чиновников, а некая значительно меньшая доля.

В контексте трансформации Системы и реализации нацпроектов будут несколько пересмотрены механизмы федерализма. Часть функционала и средств под условия строгого контроля доверят регионам. Тем надо выбирать себе примеры успешных и работать на результат.

Эффективными названы - Калужская, Ульяновская, Томская, Вологодская, Нижегородская области. Дополним регионами, которые получат научно-образовательные центры в этом году - Белгородская, Тюменская область (+ХМАО и ЯНАО), Пермский край. Первый список – это пилотные варианты «новой социалки», второй – форматы прорыва.

Итог. Многие назвали послание приземленно социальным в сравнении с прорывным прошлогодним. Это не так. Работа началась – оттого и проблемы в центре внимания сугубо практические. Однако, говоря о масштабе идей и поручений президента (от Авангарда до школ без теплых туалетов), всегда надо держать в уме момент истории.

Путин работает уже в пространстве деятелей исторического масштаба (по крайней мере, ментально) – решив внешнеполитические задачи (Россия вернулась на мировую арену одним из лидеров), теперь он хочет доделать внутриполитические дела и разобраться с наболевшими проблемами. Войти в историю лидером, который на деле сделал жизнь каждого россиянина лучше. В этом и был смысл Послания.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author