Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Индекс власти в научно-образовательной сфере (по материалам Давыдов.Индекс)

Следовать хорошему примеру – мудрое решение, поэтому вслед за многими коллегами решили поискать в февральском выпуске «Индекса власти» интересующих нас с научно-образовательной точки зрения лиц.

А также прокомментировать некоторые итоги.

Федеральные политики и чиновники:

3. Ковальчук Юрий – по причине отсутствия в списке Михаила Ковальчука (Курчатовский институт), тем не менее, отметим его брата и племянника Бориса (70-е место). Это экономический каркас в идеологии «группы прорыва».

4. Кириенко Сергей – руководитель и идеолог внутренней политики, куратор Росатома (директор Алексей Лихачев на 114 месте), идеолог социальных лифтов. Это внутриполитическая и социальная движущая сила прорыва. Вместе с Михаилом Ковальчуком составляет ядро «группы прорыва».

9. Шойгу Сергей – военная наука и наука двойного назначения развивается опережающими темпами, параллельно стоит задача конверсии ОПК, что требует дополнительных НИОКР. Главный институт «прорыва» по этой линии – технополис ЭРА, научным руководителем которого является Михаил Ковальчук. Это «научно-технологический трек военного и двойного назначения».

10. Чемезов Сергей – «Ростех» является необходимым компонентом технологической части прорыва. По этой причине и у Шойгу, и у Чемезова установились рабочие и продуктивные отношения с группой прорыва.

14. Кудрин Алексей – цифровая чиновничья инквизиция Счетной палата должна оценить эффективность реализации нацпроектов. При этом Кудрин является партнером «группы прорыва» в вопросах мониторинга и контроля. Не забываем и о том, кто создал ЦСР, в котором родился майский указ.

31. Голикова Татьяна – вице-премьер научно-образовательной части прорыва, курирующая два ключевых нацпроекта для сферы – «Образование» и «Наука». Явное взаимопонимание с министром науки и высшего образования Михаилом Котюковым позволяет свободнее перестраивать научную сферу под нужды прорыва.

59. Дворкович Аркадий – в качестве сопредседателя Совета Фонда «Сколково» явно выступает ключевой фигурой в «собирании» максимальных ресурсов прорыва именно вокруг экосистемы Сколково, в том числе, через методическую поддержку тиражируемого налогового и управленческого режимов.

63. Васильева Ольга – министр Просвещения занимает уверенные позиции, несмотря на постоянную критику. Очаги недовольства по линии учительского сообщества и ячеек ОНФ прогнозируемы и являются уделом любого министра-куратора школ. Некоторые инициативы не до конца проработаны, по отдельным федпроектам продолжается "перетягивание одеяла", но по направлениям непосредственной ответственности Ольги Юрьевны происходит полноценная реформа, а среди подчинённых хватает самодостаточных управленцев с характером.

87. Котюков Михаил – министр науки и высшего образования пока больше сосредоточен на конкретной операционной деятельности. Тем не менее, с каждым новым выступлением видна уверенность и владение всеми аспектам сложного хозяйства, которым поставлен руководить Министр. Функционал «министра прорыва», явные заслуги в рамках формирования нацпроекта «Наука» и оперативном управлении в условиях хороших отношений с курирующим вице-премьером Татьяной Голиковой и АП – залог дальнейшего укрепления им своих позиций. Наиболее слабой точкой пока является сборка вузов в свете задач нацпроектов, но мы верим в команду Минобрнауки.

152. Фурсенко Андрей – данное место безусловно не отражает реальный аппаратный вес г-на Фурсенко в сфере науки и образования, которые он курирует. Ему привычнее роль «серого кардинала», находящегося над схваткой. В то же время очевидны попытки ряда лидеров сферы повысить собственную роль "в обход" Андрея Александровича (как, например, попытался сделать президент РАН Сергеев)

189-192. Кузьминов Ярослав и Мау Владимир – ВШЭ и РАНХиГС, два вечных соперника-партнера в вопросах стратегии, экономической экспертизы и подготовки кадров для госаппарата. Два вуза «правительственного» подчинения, по идее, должны способствовать прорыву каждый собственным путем, однако в последние месяцы активизировался тренд соперничества «аппаратов». Тенденция усилилась с запуском нацпроектов, в разработке и реализации которых участвуют оба топ-университета.

203. Чупшева Светлана – АСИ активно включается в социальную повестку, в том числе по вопросам подготовки лидеров (фактически – это акселератор и соцлифты), а также по отработке проектов в тех или иных областях «новой социалки», в которую, конечно же, входят и вопросы образования.

204. Зенькович Павел – статс-секретарь, заместитель министра просвещения Ольги Васильевой и ее бывший начальник по УОП АП. Вообще, блок «общественников» (Васильева, Зенькович, Потехина) представляют собой отдельную группу внутри Минпросвещения. Их функционал будет особенно важен для стыковки с Минобрнауки по линии федерального проекта «Социальные лифтов для каждого».

205-215. Садовчний Виктор – ректор МГУ готовится к трансферу власти в университете, а сам университет - к коррекции ролей. Через год-два МГУ ожидает очередной «ренессанс» в развитии.

219. Торкунов Анатолий – ректор МГИМО обеспечивает не только подготовку элиты (все же по номенклатурной престижности это первый вуз страны), но и широкий спектр внешнеполитической экспертизы.

223-250. Кравцов Сергей – руководитель Рособрнадзора выполнил основную задачу – «зачистил» образовательное пространство от слабых вузов, филиалов и «фабрик дипломов». Перевод ведомства в подчинение Правительству не слишком прибавил аппаратного веса из-за постоянных конфликтов со всеми остальными ключевыми участниками научно-образовательной политики. Контрольно-надзорные функции над наукой и образованием в рамках прорыва - слишком лакомый кусок. Более того, сам Сергей Кравцов зачастую идёт «против ветра» там, где вроде бы и ветра нет.

223-250. Кропачев Николай – ректор СПбГУ, как и номинально «второй» вуз страны часто находятся в тени. Впрочем, у университета есть осязаемые успехи, а недавний юбилей ректора и встреча с Путиным лишний раз актуализировал их позиции в медийном пространстве.

263-266 Биленкина Инна – начальник управления президента по научно-образовательной политике и «правая рука» Фурсенко. В условиях, когда сам Андрей Александрович предпочитает заниматься метапозицию, УНОП банально не успевает «держать руку на пульсе». Г-жа Биленкина имеет вес и влияние, однако, менее выраженную субъектность.

306-313. Потехина Ирина – заместитель министра просвещения Ольги Васильевой. Имеет большой опыт общественно-проектной деятельности, а также ряд заметных успехов – например, форум «ПроеКТОриЯ». Представляет «группу общественников» внутри Минпросвещения.

306-313. Трубников Григорий – первый заместитель министра науки и высшего образования, в ведении которого находятся научная политика, международное сотрудничество и аттестация. Сохранил пост замминистра в новом Минобрнауки, хотя откровенных успехов кроме как на международном поприще не добился. В свое время был замечен в чрезмерном лоббировании интересов РАН, однако, постепенно стал более взвешенно оценивать проводимую политику. Является достаточно слабым управленцем, что приводит к пробуксовкам по его зонам ответственности. Всерьез подорвал свое реноме в либеральной научной среде поддержкой ВАКа в ситуации с диссертацией министра Мединского. Более того, часто вопросы научной политики решаются помимо него прямыми контактами министра Котюкова и президента РАН Сергеева.

314-317. Николаев Андрей – заместитель министра просвещения Ольги Васильевой по финансовой части. Свой вес в основном «импортировал» из Минфина. При этом опыт г-на Николаева позволяет ему применять риск-ориентированный подход в своей работе. Он прекрасно понимает, где и как могут «смухлевать» на госзакупках, как подведомственное учреждение может «освоить» бюджетные средства и каким образом купировать коррупционные риски.

319-328. Синюгина Татьяна – заместитель министра Ольги Васильевой, которая одна из немногих топ-управленцев перешла с ней из Министерства образования и науки. Ее плюс – хорошая сработанность с министром.

330-384. Боровская Марина – заместитель министра науки и высшего образования Михаила Котюкова, ответственная за высшее образование и молодежную политику. Должна представлять одно из ключевых звеньев в реализации нацпроекта «Наука» и профильных федпроектов из «Образования». Пока что сложно судить о реальном «весе», поскольку именно направления, за которые отвечает Марина Александровна являются самыми сложными. Ректорское сообщество норовит отбиться от рук и уже начало критиковать недостаточную обратную связь и поддержку от конкретных департаментов Минобрнауки. А молодежная политика в свете социальных лифтов и правительственной подведомственности «Росмолодежи» приобретает особую сложность в формировании и реализации.

330-384. Медведев Алексей – еще один заместитель министра Котюкова. Фактически именно он является первым замом – это видно и по сферам ответственности (комплексные программы, мониторинг и прогноз, координация деятельности научных организаций, сельскохозяйственные науки), а также следует из опыта работы Котюкова и Медведева еще в ФАНО. В связи с этим на данный момент г-н Медведев весьма недооценен, однако, его вес будет только расти с подготовкой и реализацией всего комплекса ключевых проектов и программ – Стратегии НТР, ФНТП развития сельского хозяйства, ГП «Научно-технологическое развитие РФ», нацпроекта «Наука».

330-384. Ракова Марина – заместитель министра просвещения Ольги Васильевой, куратор «Кванториумов», руководитель проектного офиса. Приход г-жи Раковой в Минпросвещения воспринимался как вливание молодой и свежей крови. Однако, помимо новых подходов и идей (что обновляет Министерство) её команде приходится пока что адаптироваться к чиновничьей среде и принципам ее функционирования. Особый аспект на массовом дополнительном образовании вывел её на прямое взаимодействие с Еленой Шмелевой, которая отвечает за траектории работы с одаренными детьми на базе «Сириуса».

330-384. Сергеев Александр – президент РАН даже будучи больше дипломатом и идеалистом, чем политиком и прагматиком, смог отстоять субъектность Академии и выбить новые полномочия. Его позиции не являются непоколебимыми, весьма сильна внутренняя фронда, но тесные и позитивные отношения с министром Котюковым укрепляют его позиции. Впрочем, зачастую и он принимает спорные по проработанности решения, используя теплое отношение Владимира Путина.

385-386. Бугаев Дмитрий – «Росмолодежь», которая уплыла в правительственную подведомственность, тем не менее глубоко интегрирована в вопросы допобразования, молодежной политики и социальных лифтов. Впрочем, как и ее руководитель, вся команда занимается скорее отдельными проектами. Место в рамках реализации госполитики еще только предстоит найти.

387-388. Бочарова Наталья и Солодовников Денис – заместители министра науки и высшего образования Котюкова. Г-жа Бочарова занимается вопросами корпоративного управления министерством и имущественным комплексом (подведов, в том числе), а также бюджетными инвестициями. Ее задача – заставить ведомство с подведами функционировать в едином корпоративном духе с точки зрения финансово-имущественных отношений. Денис Солодовников – это CDO, то есть «цифровой замминистра». Его задача – «цифровая перезагрузка» ведомства и курирование сквозных проектов по цифровизации среди подведов.

391-404. Лукашевич Марина – статс-секретарь – заместитель министра науки и высшего образования, отвечающая за нормативно-правовое регулирование. Еще один пример недооценки важности выполняемой работы. На данный момент оптимизируется и интенсифицируется до нужной ритмичности работа с документами внутри самого ведомства – что было весьма и весьма непросто, о чем свидетельствуют хотя бы протоколы комиссий. Во внешний мир от Минобрнауки документы выходят в виде проектов и готовых решений в срок и в адекватном виде. Так что здесь аппаратный и политический вес определяется незаменимостью и тем, в какой бардак все может резко и быстро превратиться в случае, если г-жа Лукашевич куда-то исчезнет из Минобрнауки.

405. Никонов Вячеслав – председатель Комитета Государственной думы по образованию и науке находится незаслуженно низко в рейтинге. По нашим профильным сюжетам его место в топ-10 и уж точно выше многих заместителей министров. Его полномочия и политическое влияние часто являются «спящими», но в нужный момент он способен кардинальным образом менять все расклады, как то было с «президентскими поправками» о РАН. Один из тех игроков, что обладают субъектностью в вопросах научно-образовательной политики.

408-430. Драгункина Зинаида - Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. А вот тут низкое положение вполне заслуженное, впрочем, это эффект скорее от общего политического «провисания» Совфеда.

465-485. Митрофанова Элеонора – руководитель Россотрудничества пребывает сейчас в состоянии потенциального трансфера. При этом по линии продвижения науки и образования как инструментов «мягкой силы» за рубежом у ведомства и его руководителя есть объективные недоработки . Впору говорить не об «упущенных возможностях», а о необходимости полной перезагрузки всей парадигмы продвижения "мягкой силы". Ощущается нехватка стратега уровня Кириенко на этом важнейшем треке.

В рейтинге абсолютно незаслуженно отсутствует Елена Шмелева, руководитель «Сириуса», который становится не только институтом по работе с одаренными детьми, но и важным инновационным научно-технологическим центром, который вскоре запустит собственный университет. Влияние г-жи Шмелевой в научно-образовательной сфере крайне велико. Очень жаль, что по формальным признакам ее проигнорировал Давыдов.Индекс.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author