Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

«ИЗБРАННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ» (Ломоносов М.В.)

Творчество Ломоносова имеет много оригинального и ценного и в подходе к изучению истории науки и философии.

От Ломоносова берет начало и такая замечательная традиция передовой русской философии, как самостоятельный, критический подход к мыслителям прошлого.

Будучи идеалистом в объяснении общественных явлений, в том числе и развития таких форм идеологии, как наука и философия, Ломоносов не мог дать научную теорию истории философии. Но и здесь у Ломоносова имеется ряд замечательных обобщений, сыгравших важную положительную роль в развитии русской материалистической философии. Используя для развития науки все прогрессивное в предшествующих учениях, Ломоносов был безусловным противником преклонения перед авторитетами. Он считал, что как бы ни был гениален тот или иной философ, его учение не может рассматриваться как непогрешимое. А поэтому задача настоящего мыслителя состоит в том, чтобы, опираясь на положительное содержание предшествующих философских учений, решать новые вопросы, двигать науку вперед.

Слепое преклонение перед старыми философскими учениями Ломоносов считал серьезным тормозом в развити подлинной науки. Осуждая слепое преклонение перед Аристотелем, Ломоносов писал: «Сии наставляющие нас к благополучию предводительницы, а особливо философия, не меньше от слепого прилепления ко мнениям славного человека, нежели от тогдашних неспокойств, претерпели. Все, которые в оной упражнялись, одному Аристотелю последовали и его мнения за неложные почитали. Я не презираю сего славного и в свое время отменитого от других философа, но тем не без сожаления удивляюсь, которые про смертного человека думали, будто бы он в своих мнениях не имел никакого погрешения, что было главным препятствием к приращению философии и прочих наук, которые от ней много зависят. Чрез сие отнято было благородное рвение, чтобы в науках упражняющиеся один перед другим старались о новых и полезных изобретениях»*.

Будучи сам великим новатором в науке, он с особенным вниманием следил за развитием материализма и передорвого естествознания, изучал работы тех философов-материалистов и естествоиспытателей, которые, подвергая критике устарелые или ошибочные утверждения своих предшественников, смело решали новые задачи научного познания и тем самым двигали науку вперёд.

При изучении истории философии и естествознания Ломоносов стремился выяснить, что те или иные ученые дали нового по сравнению со своими предшественниками.

На примере развития астрономии Ломоносов показал, что гелиоцентрическая система Коперника с ее новыми данными и теоретическими обобщениями опирается на знания, накопленные в предшествующие периоды истории человечества.

Будучи пламенным борцом за самостоятельное, творческое развитие передовой отечественной науки, Ломоносов протестовал против недооценки русских ученых, которых реакционеры изображали как эпигонов западноевропейских мыслителей. Самого Ломоносова считали лишь учеником Аристотеля, а также Декарта и других западноевропейских ченых. В подобной совершенно неправильной оценке его деятельности Ломоносов видел не только отрицание творческой оригинальности в решении научных проблем русскими учеными, но и явное игнорирование роли русского народа в целом. «Сами свой разум употребляйте, — гордо и совершенно правильно утверждал Ломоносов. — Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Ежели вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею»**.

Ставя и успешно решая новые проблемы естествознания и философии, Ломоносов в то же время принимал активное участие в общественно-политической жизни страны на стороне прогрессивных сил. Передовую философию и науку о природе он рассматривал как мощный рычаг в развитии производительных сил России, в подъёме материального благосостояния и культурного уровня своего народа. Именно поэтому он так настойчиво стремился широко популяризировать передовую науку в России, привлечь для ее развития представителей не только дворянства и купечества, но и широких народных масс.

Постановка и решение Ломоносовым новых для того времени общественно-политических вопросов применительно к русской действительности имели много ценного, оказавшего плодотворное влияние на успешное развитие передовой общественной мысли в России второй половины XVIII и XIX века.

* — См. настоящее издание, стр. 125

** — См. настоящее издание, стр. 269

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author