Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Кадровая цифровая перезагрузка

В подмосковном Бекасово подходит к концу проектно-аналитическая сессия (ПАС) Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

В рамках ПАС ведущие эксперты в сфере цифровой трансформации, а также специалисты АНО «Университет 2035» и АНО «Платформа НТИ» в режиме "мозгового штурма" в течение двух дней работали над предложениями в паспорт федпроекта.

Тон мероприятию задал спецпредставитель Президента России по цифровому развитию Дмитрий Песков, который сообщил участникам о существенной нехватке в системе высшего образования учебных программ для подготовки специалистов по разметке и чистке объемов цифровых данных. Для решения этой задачи уже в текущем году начнётся проектная работа в 3-5 ведущих университетах.

В 2019 году также появится модель компетенций специалистов для нужд цифровой экономики России.

Цифровая трансформация образования найдет своё отражения и в государственных электронных суперсервисах. Например, на электронном портале "Поступление в вузы России для граждан иностранных стран" (https://studyinrussia.ru).

Приоткрыл тайну Дмитрий Песков и по предстоящему "Острову 10.22", который пройдёт в июле 2019 года в Сколково (Сколтех). Ключевой темой "Острова" станет вопрос переформатирования высшего образования. В рамках цифровой трансформации университетам (в первую очередь опорным и отраслевым) предстоит стать центрами компетенций НТИ.

В "Острове" примет участие от 1000 до 1500 управленцев из вузов, преимущественно из позиций рейтинга вузов с 21 по 121 места.

Среди прочих озвученных планов прозвучала цель по созданию до 100 университетских "Точек кипения".

В июле в Сколтехе также будет организовано обучение вузовских команд, а еще (с помощью РВК) реализована учебная программа для управленцев от образования из субъектов РФ.

В МШУ "Сколково" в это же время стартует реализация элитного образовательного трека для ректоров, активное участие в котором примет Министр Михаил Котюков.

Тема наличия персонально у ректоров вузов компетенций в сфере цифровой трансформации экономики звучит в последнее время довольно часто. Недавно Министр Котюков недвусмысленно дал понять, что тех кто "не готов" или "не может" - однозначно ждёт скорое увольнение.

В рамках ПАС эту мысль высказал и Дмитрий Песков: если у ректора университета нет понимания роли вуза в развитии цифровой экономики региона, то ему однозначно придётся искать себе новую работу.

"Научно-образовательная политика" поинтересовалась у Дмитрия Пескова и о возможности/целесообразности "стыковки" задач профобразования в нацпроектах "Образование" и "Цифровая экономика РФ". Были рады услышать, что "стыковать" не только можно, но и нужно, особенно на треках цифровизации университетов и создания центров компетенций ДПО на базе вузов.

О том как прошла ПАС "Кадры для цифровой экономики" - в фоторепортаже НОП.

В рамках ПАС "Кадры для цифровой экономики, мы побеседовали с Иваном Карловым - ведущим экспертом Института образования НИУ ВШЭ, руководителем направления «Цифровой университет» в рабочей группе Центра компетенций "Кадры и образование".

НОП: Иван, а в чём состоят основные задачи рабочей группы "Цифровой университет" Университета 20.35? Какие шаги будут сделаны в ближайшие годы для цифровой трансформации высшей школы в России?

ИК: Активное проникновение цифровых технологий в различные сферы деятельности бросает серьезные вызовы системе высшего образования. Одним из возможных ответов является цифровая трансформация системы высшего образования. Соответствующие мероприятия предусмотрены в недавно принятом федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики». В рамках этих мероприятий планируется разработка и внедрение в российских университетах моделей цифрового университета. Важно отметить, что, во-первых, речь идет не о создании новых университетов, а о повышении эффективности существующих за счет активного использования цифровых технологий во всех сферах деятельности университета, а, во-вторых, есть понимание того, что невозможно создать единую модель, под которую можно было бы подстроить все университеты. Поэтому логика федерального проекта предполагает на первом этапе отбор 5 университетов, имеющих серьезный задел в «цифре», разработка и апробация на их базе новых бизнес-процессов и технических решений. Второй этап проекта подразумевает транслирование разработанных решений на узкий круг университетов-спутников, выстраивание практик сетевых взаимодействий. На третьем этапе созданные решения и лучшие практики будут транслироваться на широкий круг университетов.

НОП: Расскажите о той работе, которую ведёт Институт образовагния ВШЭ по созданию модели "цифрового университета"?

ИК: Самая важная задача, которая стоит перед нашей группой — это формирование образа будущего цифрового университета, который даст возможность ответить на возникающие вызовы и создать широкие образовательные экосистемы крайне актуальные в условиях цифровой экономики. Это позволит задать целевые установки разработчикам моделей и технических решений. Для реализации данной задачи мы в институте образования НИУ ВШЭ вместе с коллегами из других университетов проводим большую работу по анализу ключевых бенифициаров функционирования университетов, их интересов и мотиваций в условиях цифровой экономики, выявления ключевых требований и возможностей, которые дают университетам современные цифровые технологии. Изучение международного опыта цифровой трансформации, как в образовании, так и в других отраслях дает понимание того, как можно существенно повысить эффективность во всех видах деятельности университета за счет коренного переосмысления базовых процессов и использования современных цифровых подходов, в частности, управления на основе данных.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author