Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Сириус на «Пути к успеху»

Три дня – 27-

29 января – в Сочи, в «Сириусе» проходила III Всероссийская образовательная конференция «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи»

Проводится она при поддержке Минобрнауки, Минпросвещения, Совета при Президенте РФ по науке и образованию и Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах

Персонально приняли участие многие из ведущих управленцев образовательной, научной и научно-технологической сферы – список участников и запись пленарной сессии

Особо выделим Шмелеву, Голикову и Фурсенко – таким составом они достаточно редко собираются вместе, разве что на заседаниях Совета по науке и образованию

К традиционным темам поиска, развития и поддержки талантливых детей в этот раз добавились – нацпроекты «Образование» и «Наука», а также социальные лифты в регионах

Впрочем, последняя тема не столь нова – «Сириус» сам по себе задумывался как подобный механизм вертикальной мобильности одаренных детей

Ключевой была взаимосвязь двух понятий «новой экономики» и «нового образования»

Очевидно, что никакой прорыв – начинающийся научно-технологическим и завершающийся социально-экономическим этапом и нацеленный на улучшение качества жизни человека – невозможен без серьезного внимания к образовательной сфере

Молодежная секция из более чем 150 получателей гранта Президента РФ в рамках проектной сессии смешанными командами (наука, искусство, спорт) пыталась нащупать перспективные направления развития центра и всего отечественного образования

По итогам отобрали 5 проектов и 12 лучших студентов, с которыми встретился помощник президента Фурсенко

Темой встречи стал Университет «Сириус» – один из ключевых элементов создаваемого Инновационного научно-технологического центра «Сириус» (ИНТЦ)

И в идеологии Фонда и в составе упомянутой дюжины сохранялся паритет триединства – наука, культура, спорт. Однако, очевидно, что и Университет и ИНТЦ – это чисто научно-технологическое направление развития, к которому, как мы много раз предсказывали, рано или поздно начнет двигаться Сириус

Увы, попытки синтеза всех трех направлений не приведут к междисциплинарному синтезу – слишком они отличаются

Хотя для воспитанников Университета качественные занятия по физкультуре или искусству (пение, живопись и.т.п.) будут только в плюс

Университет Сириус – это инструмент выращивания элиты из элит по индивидуальным траекториям

Это логическая надстройка формата blended education, имея в виду, в данном конкретном случае – лучшее от живого общения с тьютором, цифровых и онлайн технологий

Важной для всей образовательной системы (вероятно, намного важнее кучи выступление на пленарной панели и в секциях) стало обсуждение формата (2+2)+2, по которому уже работают некоторые вузы

В это модели бакалавриата первые два года студент осваивает универсальные и soft skills, затем уже углубляясь в специфику выбранного направления, которое может достраивать в различных комбинациях в магистратуре

Региональное измерение работы самого «Сириуса» проявилось в создании «Ассоциации школ-партнеров» в регионах

Для начала таковых будет 20

Эта Ассоциация станет одним из инструментов нацпроекта «Образование»

В ней заложена та самая диалектика – фактически их работа будет ориентирована на одаренных детей, но есть желание существенно изменить в лучшую сторону ситуацию на массовом уровне

Будет интересно посмотреть, как работа Ассоциации будет сочетаться (пересекаться, конкурировать) с проектом «ведущих школ» РАН и Минпросвещения (СМИ уже успели окрестить их «школы РАН») - передачи части школ в региональное подчинение с муниципального уровня для подготовки наиболее талантливых детей

Отрадно, что у Сириуса существует диверсифицированная региональная стратегия – не только открытие региональных центров, но и работа со школами-партнерами

Отдельного внимания заслужило воспитание педагогов для нового образования

Очевидно, что нужно учить по-новому, учить много, одаренных детей - по-особому, а приступать быстро – следовательно, единственным выбором может стать специализированная магистратура

Об этом говорили на круглом столе высокие гости

Прозвучала масса красивых и умных терминов – идентичность развития, agile-проектирование, ситуационные задачи, форсайт-сессии, science battle и многое другое

Фонд «Талант и успех» (центр «Сириус») всегда был достаточно нейтральной территорией, однако, г-жа Шмелева (и поддерживающие ее Ротенберги) все же постепенно мигрируют к «группе прорыва»

По крайней мере, программу ФНТП генетических исследований (вотчину «Курчатовского института» М. Ковальчука) обсуждали отдельно и с большим интересом

В этом году окончательно стала ясна некоторая смена позиционирования и «Сириуса» и «Пути к успеху»

Если ранее – это были площадки обсуждения стратегий в отношении талантов и работы с одаренностью, то теперь наметился тренд на универсализацию

«Сириус» и г-жа Шмелева претендуют на то, чтобы стать центром обсуждения и выработки образовательной политики – общего, среднего профессионального, высшего образования; региональных образовательных систем; социальных лифтов

Стратегия НТР и «прорыв», естественно оставили свой научно-технологический след – эти аспекты развития страны (в контексте образовательных тематик) теперь тоже в центре внимания

Однако, была тень разлада, которая то тут, то там проносилась – в словах и оговорках спикеров, в смешении тем

Этот разлад в том, что «Сириус» продолжает распадаться на двух уровнях

На первом - по направлениям: наука все больше отдаляется от искусства и спорта (которые и друг с другом не слишком сближаются)

Траектория на Инновационный научно-технологический центр только усиливает процесс

Университет Сириуса как часть центра тоже явно должен будет в основном готовить не певцов в хоккей – ведь те не смогут воспользоваться возможностями научно-технологической долины с лабораториями мирового уровня, которую строят в «Сириусе»

На втором – по целевой аудитории

Фонд начинал работать как специализированный центр и социальный лифт для талантливых детей

В процессе работы неизбежно выяснилось несколько обстоятельств – во-первых, бесталанных детей не бывает, а во-вторых, нарабатываются хорошие и готовые к тиражированию практики

Следовательно, приходится сильно расширять зону действия и вторгаться в универсальные и общие вопросы образовательной политики, причем уже всех уровней – школьного, среднего профессионального, высшего

И видимо, только «Сириус» сегодня четко видит траекторию «от школьной парты в лабораторию мирового уровня»

В транзите к универсальности «Сириус» постепенно перехватывает повестку и у Минпросвещения, и у Российской академии образования

А методические амбиции и программные возможности вполне могут заставить несколько потесниться проектный офис «Образования», который возглавляет замминистра просвещения Марина Ракова.

Впрочем, судя по всему, между двумя примами отечественного «прорывного» образования если и не дружба с полным взаимопониманием, то прагматичный союз

Основа его в том, что построить единую систему, которую при этом удалось бы отбить от конкурентов, получится только сообща

Будущее «Сириуса» достаточно безоблачно – оно может становиться и интегратором, и ресурсно-методическим центром, и даже «государством в государстве» - со своими школами-университетом-лабораториями

В элитах сложился консенсус относительного того, что дети – это святое, а одаренные – святее

Шмелева грамотно использует этот репутационный и символический ресурс

Амбиции самой г-жи Шмелевой достаточно высоки – ее прочили уже и министром просвещения, и вице-премьером «по социалке», и помощником президента

Другой вопрос, захочет ли она сама променять свою автономную республику «Сириус» на элитную грызню министерских кабинетов и правительственных коридоров

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author